Страницы

среда, 30 сентября 2015 г.

Лето - время получения знаний

"Ура! Каникулы!" - кричат все школьники, не стесняясь. Родители частенько тихонечко тоже радуются. Летнее время часто воспринимается и теми, и другими, как возможность отдохнуть от учебы. Далеко заброшены тетради, дети не берут в руки ручки и иногда из-под палки читают что-то из заданного "на лето", чуть охотнее, но не всегда, читают что-то просто так. Зато начинается время прогулок, солнца, купания в водоемах. Такое времяпровождение, безусловно, прекрасно, потому что дети набираются сил и здоровья. Однако в современном компьютеризированном мире бывает и иначе, когда дети только по выходным выбираются "на оздоровление", а будни проводят перед экраном монитора. Конечно, уклад жизни в летний период в разных семьях отличается, подход к отдыху также отличается, делать какие-то общие выводы я не возьмусь, просто бывает так. Мы тоже радуемся каникулам, но причина иная - послабление в режиме. Ведь школа - это обязательная занятость по 7 часов 5 дней в неделю. Это тяжело. К сожалению, современная школа забирает много времени, но не ориентируется на конкретного ученика. Оно и понятно, тут не может быть претензий, ведь как можно ориентироваться одновременно на каждого из 30, сидящих в классе? Однако основное обучение начинается дома, когда ребенок вместе с родителями или без повторят, закрепляет, разбирается заново в том, что изучалось в классе. Хорошие преподаватели существуют, но не все справляются с архисложной задачей полно и интересно донести материал программы до каждого, а потом еще дать что-то сверху. Печально, но даже увлечь предметом не у каждого получается. И вот после 7 часов моя дочь приходит домой с грузом не разобранной информации, и мы выкраиваем время на домашнюю углубленную работу. Простая математика: 7 часов учебы в школе + 9 часов ночного сна = 16 часов. 24-16=8 часов. Итак, 8 часов времени на учебу дома, чтение литературы, прогулки, занятия физкультурой и спортом, кружки, увлечения и домашние обязанности. Фактически по часу на все про все, однако, как и учеба дома, так и кружки отнимают больше времени, а гулять и физически развиваться нужно тоже много, я уж не говорю про не долгосрочные дела - покушать, принять душ, почистить зубы.... Итак, времени в сутках определенно не хватает. Оказывается с этим сталкиваются не только мамы, но и их дети))). И вот каникулы! Это целых 7 часов в сутках, которые можно занять интересными и полезными делами! А тут еще и кружки закончились, так что времени еще больше! Этого счастья мы ждем с нетерпением и в первые дни просто расслабляемся. А потом включаемся в активную деятельность.
Я считаю, что в корне неверно позволить ребенку полностью отдыхать от учебы. Если обратиться к той же Википедии, то узнаем, что:
Учёба — совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта. Итак, ничего страшного в учебе нету. Мы всю жизнь чему-то учимся - это нормально и естественно для человека! Для полноценного отдыха мозгу человека нужен сон, в период которого происходит обработка информации, полученной за время бодрствования. Мозгу не нужно отдыхать 3 месяца! И даже недели ему не нужно для отдыха, единственное, что требуется - полноценный ночной сон.
Другой разговор, что нашему телу тоже требуется отдых, то есть сидеть за партой целых 9 месяцев - это большой труд, так что не стоит усугублять ситуацию, продолжая то же самое еще и летом. К счастью, мы не в школе, где организовать иначе учебный процесс весьма проблематично, мы можем не только сидеть за столом, но и заниматься в других условиях.
Что можно делать летом? Все, что интересно, полезно, познавательно!
Во-первых, чтение. Мое глубокое убеждение, что читать необходимо всем и всегда! Причем, не только специальную литературу.


Что дает нам чтение:
- обогащение словарного запаса
- грамотность (от запоминания написания слов и пунктуации)
- развитие речи (навык грамотно составлять предложения и тексты)
- общее развитие (абсолютно разная информация изо всех сфер жизни)
- опыт (не собственно пережитый, а потому не столь эффективный, однако дающий понятие о возможных вариантах развития событий)
- умение сопереживать
- развитие логического мышления (умение просчитывать, делать выводы)
- развитие фантазии и образного мышления
В общем, чтение литературы - это просто кладезь полезных навыков. Отказываться от этого категорически нельзя. Конечно, в школе дают список литературы на лето. Но, во-первых, не в каждой школе (Эллине, например, уже который год не дают), а, во-вторых, список предлагаемый к прочтению далеко не всегда соответствует интересам ребенка. Скажу честно, иногда я думаю, что программа откровенно спешит записать наших детей во взрослые, предлагая произведения, которые детям еще рано читать. Последствия могут быть плачевными: дети делают неверные выводы из прочитанного, их отворачивает от классических произведений, а то и вовсе отбивает желание читать в принципе. В этом году я взяла наиболее полный список литературы для летнего чтения в интернете. Собрала все крупные произведения из него, которые смогла найти, и предложила дочке попробовать. Эля выбирала книги, читала их. Некоторые были отложены через некоторое время, некоторые дочитаны. Кроме того я сама нашла детские книги, которые соответствуют интересам моего ребенка. Именно с них мы и начинали летнее чтение. Я уверена, что главное - это любить читать и читать в принципе хорошие книги, а уж соответствуют они программе или нет дело десятое. Еще один момент: дочка читала достаточно объемные произведения - повести и романы. Летом у ребенка все же больше времени (на 7 часов в сутках, если помните), чем в течение учебного года, так что все мелкие рассказы и поэзию мы оставляем на учебный год. Читает Эллина на трех языках - русский, белорусский и английский. На последнем меньше всего, пока самые легкие произведения - сказки и стишки.
Любая книга дает повод для дальнейших занятий. Иногда мы просто обсуждаем прочитанное, для этого я стараюсь сама прочесть книги, если их не читала раньше. Иногда Эллина рисует иллюстрации к произведениям. Также мы писали сочинения-сказки, которые просто основаны на теме книги.
Так как произведения мы брали объемные, то по ним тяжело поставить простой спектакль, но по коротким рассказам мы с детьми частенько делаем театральные представления, а стихи Эллина обязательно учит, конечно, не все, но те, что наиболее понравились.
Еще летом мы занимаемся иностранным языком. В нашем случае это английский язык. Дочка учит новые слова из прочитанных книг, может рисовать словарь.
Мы проводим квесты, в основанные на иностранных словах, где каждое последующее слово указывает место поиска.
Эллинка ставит спектакли на английском языке, рисует проекты, создает игры-презентации на компьютере.
Белорусский язык изучается аналогичным образом. Однако к этому добавляется периодическое общение на языке (к сожалению, я не владею свободно английским, чтобы делать также), а еще мы проводим праздники традиционные для нашей страны на белорусском языке. Активно используем мультфильмы и фильмы для изучения родного и иностранного языков.
Для занятий любым языком мы много использовали карточки, например, закрепляли склонения с помощью предметных картинок и "домиков". Эллинка писала сказки-сочинения и иллюстрировала их.
Математика - безумно увлекательная наука, а главное полезная. Самое время показать ребенку, для чего нужно уметь считать. Нам в этом году повезло - построили квартиру и готовимся к переезду. Эля сама замеряла комнату, просчитывала расстановку мебели. Вот вам и математика в действии. Но не обязательно нужна новая квартира, можно просто так все мерить, высчитывать площадь и объем.
Еще мы учились взвешивать, что тоже достаточно интересно, но не на электронных весах, а на раритетных механических, сравнивали вес и объем различных предметов.
Очень многое из этого я включала в математические квесты, так же туда шли и задачки-примеры. В такой форме, когда в результате выполнения каждого этапа получаешь новое задание, а в конце концов находишь сюрприз, очень легко и увлекательно учить математику.
Еще можно задать ребенку задачу по теме, например, отправляясь куда-то на машине, Эллинка рассчитывала время, которое нам потребуется на дорогу, а потом сравнивали - выявляли погрешность в связи со светофорами и прочими вынужденными остановками). Задачки и игры на логику тоже с удовольствием решались. Например, египетская пирамида, которую я собрала из зубочисток и пластилина.
Самые интересные занятия для любого ребенка те, которые изучают окружающий мир. Тут и биология, география, химия, физика.... Опыты любят ставить любые дети, иногда для этого совсем мало нужно, иногда нужно подготовить всевозможные реактивы. И хоть для дочери все эти предметы пока были незнакомы в школе, но дома мы уже немало изучили.
По географии мы даже сделали игру из пенопласта с флагами, тут и названия, и расположение, и собственно флаги изучались.
Также мы проводили по теме Африки день рождения дочери, где окунались в культуру, снова разбирались с картой, изучали климатические пояса и многое другое.
Тематический день на тему муравьев - очередные открытия. И хоть ориентирован он был в первую очередь на малышей, но дочка узнала очень много нового.
Делала Эллинка и проекты по окружающему миру, например, интерактивный плакат по измерительным приборам.
Не прошли мимо дочки и наблюдения на даче за растениями, животными, птицами и насекомыми. Были прочитанные увлекательные энциклопедии.
Изучать историю вообще очень интересно и просто во время путешествий. В этом году у нас их выдалось мало, точнее всего одно в Брест, но в это время был поднят огромный информационный пласт истории Великой Отечественной войны.
Позже мы снова и снова возвращались к этой теме, обсуждая, читая, просматривая фильмы. А еще немного затронули историю Берестья и Брест-Литовска. Исторические факты вспоминались и о той местности, где мы проводили свое летнее время - Острошицкий городок.
С точки зрения истории очень важным для нас оказался проект Мой город, который мы провели в самом начале лета, кода познакомились с Минском от начала и до советского времени.
Узнали много об исторических местах, датах, жизни людей, о географии, в том числе и топографии.
Скажу честно, что кроме вот таких не обычных занятий у нас были и более стандартные. Дочка, например, немного выполняла задания по учебникам 5 класса, читала специальную литературу, повторяла правила. Также у нас, как правило, остается большое количество заданий в дополнительных тетрадях, по ним тоже велась работа. Писать много не нужно, главное подумать и найти верные ответы. Я не ставила для себя задачи замучить ребенка, поэтому на такие задания в день у нас уходило не более часа, а то и меньше. Думаю, что это намного легче, чем 7 часов в школе.
А еще дочка сама готовила и проводила занятия с малышами. Это очень даже полезно, ведь невозможно объяснять тему, не зная ее, поэтому подготовка к таким урокам велась по книгам и энциклопедиям очень серьезно, чем не обучение?
Подводя итог нашим летним занятиям хочется сказать, что мы остались довольны. получили массу впечатлений, узнали много нового и получили некоторую базу знаний, повторили пройденное, закрепили, разобрались.... Самое главное, что это касается всех моих детишек и меня, в том числе, а еще тех девчат и ребят из соседей и родственников, которые присоединялись к нам. Учиться - это интересно, полезно и очень весело, зачем же лишать ребенка таких радостей?
Ну, и еще немного о дошкольниках. Часто, когда мы говорим о подготовке к школе детей-дошколят, мы почему-то думаем стандартно - научить читать, считать, выводить некоторые каракули и еще, возможно, иностранный язык. Однако этому всему благополучно учат в школе, я не знаю ни одного младшего школьника, который бы не научился азам счета, чтению или письму. Мне кажется, что часто мы сами ограничиваем детей, ведь знания и навыки касаются огромного количества областей, многие из них оказываются не менее важными, но этому уделяется намного меньше внимания. Я своих детей не то, чтобы не учу писать и считать, я просто не делаю на этом акцент. Артур в 4 года посещал детскую школу развития, где как раз этому уделялось больше всего внимания, а дома мы учимся иначе, Если буквы - то скорее творческо-игровая направленность и мелкая моторика.
Если математика, то не стандартные цифры, а наглядный материал, предметная деятельность, геометрия и образное мышление, логика.
Но на этом мы не останавливаемся. Основное обучение - это знакомство с окружающим миром - наблюдения и практические занятия. Например, выращивание растений, наблюдение за природой, составление гербариев, химические и физические опыты.
Изучение истории через историю своей семьи, через путешествия, игры.
Развитие речи, через игры, театральные постановки.
Большое внимание мелкой моторике - сенсорные коробки, творческие поделки, пальчиковая гимнастика.
Как можно больше физической активности - ролики, велосипеды, длительные прогулки, полосы препятствий и прочее.
Активно применяем разнообразные тетради и книги - много-много читаем, выполняем задания в журналах и специальных пособиях.
Все это часто объединяется одной темой, тогда получаются большие проекты, как, например, "Огород"
"День Победы"
"Мой город"
Или небольшие тематические дни - "Муравьи"
 "В мире динозавров"
"День поросят"
 В таком же русле проводятся праздники, например, для Артура этим летом был "Пенный праздник"
"Военный день рождения"
Самая главная задача, на мой взгляд, стоящая перед взрослыми - это показать детям практическую нужность знаний, научить любить учиться, пробудить желание познавать новое, тогда любая учеба будет по плечу и в радость. Для меня самой лучшей наградой является искренний самостоятельный интерес детей, когда я рассказываю им о возможности что-то узнать, даю информацию, практический материал, а потом вижу, что моя дочка и сыночки уже сами развивают тему, просят показать что-то, играют, ищут новую информацию, делают проекты, разыгрывают спектакли, читают книги. Значит, я на верном пути).
Спешим принять участие в конкурсе "Готовимся к школе"
http://www.tavika.ru/2015/08/konkurs.html
А за одно посетим Детскую Галерею
Присоединяйтесь!

21 комментарий:

  1. Аня, мне просто нечего сказать! Такой полный, исчерпывающий пост! И такой анализ приоритетов и подходов - подписываюсь под каждым словом! Очень меня порадовало, что мои мысли и мой опыт совпадают с вашими :) Спасибо вам огромное за то, что поделились своим мнением и участвуете в конкурсе!
    P.S. Так приятно было увидеть на фото с книжками мою любимую "Всадник без головы"))) У нас точно такая же уже старенькая, потрепанная, прочитанная всеми в семье, в том числе и Витей, теперь дожидается Кати :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за конкурс, так хотела успеть, сам пост давно подготовила, но вот с фото разобраться все никак не могла, очень рада, что успела). А всадников у нас два))), оба старенькие, нужно, кстати, и мне перечитать).

      Удалить
  2. Аня, я бы тебе в любом случае, в любом конкурсе определила приз!!!
    С удовольствие почитала...столько интересного и полезного...спасибо тебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юля, а мы приз получили! Ура!

      Удалить
    2. Не сомневалась даже...моя бы воля - я главный приз вам отдала)))
      Успехов вам, Анечка!!!

      Удалить
  3. Как у вас весело и интересно! А научить любить учиться - это, на мой взгляд, вообще главное для подготовки к школе))) А ведь многие приходят в первый класс и уже учиться не хотят, потому что не любят!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Евгения, для меня, наверное, это самая большая страшилка, что мои детки не будут хотеть и любить учиться, потому что от этого зависит очень многое, не только успехи в школе, но и в принципе счастье в ближайшие 11 лет учебы в школе, потом в ВУЗЕ 5 лет, а потом и дальнейшее обучение, ведь учиться приходиться всю жизнь. Если это в радость, то это самое большое счастье!

      Удалить
  4. Ага, помню почти все занятия вашего лета ))) Вы молодцы! В первую очередь конечно мама! Ваши занятия интересные и познавательные, разносторонние и веселые. Голос за победителя от меня ))) Даже 4 (за мужа и детей тоже проголосовала)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аля. очень хочется показать возможности, которыми дети могут пользоваться).

      Удалить
  5. Аня, с возвращением на просторы Интернета !!! Хорошо, что получился такой "собирательный" пост. Кратко обо всех интересных занятиях лета. Даже не верится, что за такой маленький промежуток времени можно столько всего успеть. Признавайтесь, Аня: в ваших сутках 36 часов? )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Ника, спасибо, к сожалению в моих сутках всего лишь 24 часа, мечтаю о 36, но это несбыточно)))). На самом деле, мне кажется, что 24 - это много, особенно если ты имеешь возможность не хоть на работу).

      Удалить
  6. Анюта, так соскучилась по твоим публикациям! Ты супермама! Спасибо за замечательное обобщение родительского опыта! Удачи и победы в конкурсе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Оля, свой прекрасный приз мы получим!))) Но ведь не это самое главное))).

      Удалить
  7. Аня, тебе уже говорили, что ты - фея? Организовать на всякие разные подвиги троих разновозрастных детей так, чтобы взрослые тети потом на сутки прилипали к мониторам, перечитывая про ваши приключения - это чистое волшебство :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня, я знаю, что фея, даже сказку недавно на эту тему писала))).

      Удалить
  8. Анна, спасибо за интересный и полный рассказ о Вашем обучении детей! Очень поразила Ваша старшая дочь, которая не только сама занимается в дни летних каникул, но и придумывает и организовывает досуг младших. Также очень понравился Ваш подход к занятиям и играм - глобальный и разносторонний!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Вероника, к сожалению, еще не успела прочитать все ваши конкурсные посты, но знаю, что они очень интересные, уверена, что найду что-то полезное для себя!

      Удалить
  9. Спасибо за информативный пост! Очень интересные и увлекательные занятия для детей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста, буду очень рада, если что-то пригодиться))).

      Удалить
  10. Аня, МОЛОДЕЦ!!! Как интересно. Лето у вас даром не прошло. Сколько интересных занятий!!! Класс! Есть что почерпнуть) Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина, мне вот до написания этого поста казалось, что мы маловато занимались))), а как подвела итог - порадовалась, вроде бы действительно лето прошло продуктивно))).

      Удалить