Осенью многие вспоминают про гербарий. По-хорошему было бы его собирать не только в это время года, но и летом, однако я снова спохватилась только в сентябре. Благо сентябрь у нас выдался достаточно сухим, теплым, а листья еще почти не успели изменить свою окраску. Честно скажу, что спасибо за наши гербарии нужно сказать Эллинкиной учительнице биологии. Именно она подвигла меня и деток к осенней экскурсии. Мы еще были на даче, когда дочка позвонила с просьбой собрать ей листья для гербария - школьное задание. Напомню вам, что в нашем новом районе с деревьями негусто, много молодых посадок, часть из которых не прижилась, собрать полноценную коллекцию невозможно. И вот мы с малышами отправились собирать материал на даче.
Фото процесса у меня нет, но мы честно обошли наши дачи, выбрались в деревню, подошли к лесу.... Дети с удовольствием выискивали деревья, кустарники, цветы, которых мы еще не собрали. Многие из них они уже знавали. Называли. Некоторые учили, причем на двух языках - русском и белорусском. Я даже не ожидала, что они так увлекутся. Все растения брали в четырех экземплярах - для Эли, Артура, Родиона и Кристины.
Все, что мы собрали я добросовестно прогладила утюгом. К сожалению, терпения малышей не хватит на долгое ожидание, пока листья высохнут под прессом, хотя, по-хорошему, их нужно было именно так тщательно просушить. Мы ограничились проутюживанием. Пока я этим занималась, дети приносили мне все новые экземпляры с огорода.
А затем, мы уселись в кружок, делили листочки и приклеивали их на белую бумагу. Я сделала переплет, чтобы собрать все листики в единую книжечку, а дети нарисовали свои обложки.
Переплет делала просто: брала лист бумаги и складывала его гармошкой. С одной стороны ее склеила, так что получилась своеобразная узкая книжечка, а с другой стороны, на эту "книжецу" приклеивали листы бумаги с готовым гербарием.
Удобство в том, что можно добавлять таким образом сколь угодно листов, присоединяя все новые гармошки.
После этого принялись подписывать. Артур осилил только первую страницу, далее уже всем подписывала я.
Очень эффективно изучение и запоминание, ведь сначала мы собирали и называли деревья, кустарники, цветы. Проходя мимо таких же, уже собранных растений, мы снова называли их, узнавали. Потом при приклеивании листьев опять повторяли. И наконец называли растения, когда я подписывала.
На этом мы наши гербарии не закончили. Пока ехали на машине домой, то останавливались, чтобы собрать еще листья, которых на экскурсии мы не нашли.
По приезду домой снова сушили, а потом я сама с азартом, при поездках в город добывала новые экземпляры.
Много времени мы провели с Родионом под городскими каштанами. К сожалению, в это время года добыть хороший каштановый лист очень трудно. Многие уже сухие и скукоженные.
Но все же нам удалось найти один не самый плохой экземпляр, а еще один маленький, но полностью зеленый. Родион этому листочку был несказанно рад.
В нашей коллекции получилось два клена. Первый я определять не взялась. Есть несколько видов, очень похожих по внешнему виду листьев. Такие клены встречаются повсеместно, правда, Эля решила, что этот лист - клен сахарный или канадский. Может и так.
А второй клен я определила точно - серебристый. Правда, сперва не совсем верно его записала.
Дубов у нас тоже два. Первый был найден еще на даче. Причем хозяйка участка, на котором росло дерево, утверждала, что это такой клен. Я же была уверена, что это дуб. Мою уверенность подкреплял аромат. Когда я сушила листья утюгом, то у меня не было сомнений в дубовой принадлежности экземпляров. Я провела немало времени в интернете, но похожего клена не обнаружила, а вот дуб попался сразу - болотный. Осталось проверить, как он сменит окраску по осени.
Особый интерес вызвал вяз. Точнее листья с дерева, названия которому мы не знали. Очень интересные шершавые на ощупь листочки, которые с удовольствием ощупывали всей семьей. Его мы с дочкой тоже определяли с помощью интернета. Вяз встречается у нас реже ясеня, но найти его повторно в городе мне удалось.
Акацию для Эллины мы сорвали еще в деревне - большие листья.
А вот для мальчиков акацию мы нашли прямо у нас во дворе! Молодые кустики, высаженные прошлой осенью, местами оказались именно акацией! Радость от узнавания читалась на детских лицах.
Ольха нам повстречалась лишь один раз. И, скажу честно, если бы не шишечки, то я бы ее приписала к плодовым деревьям, типа вишни). Есть определенное сходство листьев. И самое смешное, что в спешке, я ее запросто потом перепутала с вязом))))). И так и подписала детям в альбоме. Заметила только сейчас и побежала исправлять))). В общем на этих двух картинках, конечно, ольха, а не вяз.
У Эли в коллекции еще облепиха. Для мальчиков ее сразу не взяла, а пока больше не попадалось.
Эллинка свой гербарий сделала в папке.
Она, правда, очень расстроилась, что учитель не разрешила красиво оформить. Никаких ярких цветов и украшений.
Потому делала без особого вдохновения))).
Мальчики же с удовольствием клеили свои листочки.
Выкладывали их, продумывали что и с чем приклеить. Определяли порядок вклеивания в книгу.
Во время работы над гербарием и позже, с удовольствием искали похожие листья. Например, яблоня и груша: чем похожи и чем отличаются?
Осина и береза - тоже схожи.
Фото процесса у меня нет, но мы честно обошли наши дачи, выбрались в деревню, подошли к лесу.... Дети с удовольствием выискивали деревья, кустарники, цветы, которых мы еще не собрали. Многие из них они уже знавали. Называли. Некоторые учили, причем на двух языках - русском и белорусском. Я даже не ожидала, что они так увлекутся. Все растения брали в четырех экземплярах - для Эли, Артура, Родиона и Кристины.
Все, что мы собрали я добросовестно прогладила утюгом. К сожалению, терпения малышей не хватит на долгое ожидание, пока листья высохнут под прессом, хотя, по-хорошему, их нужно было именно так тщательно просушить. Мы ограничились проутюживанием. Пока я этим занималась, дети приносили мне все новые экземпляры с огорода.
А затем, мы уселись в кружок, делили листочки и приклеивали их на белую бумагу. Я сделала переплет, чтобы собрать все листики в единую книжечку, а дети нарисовали свои обложки.
Переплет делала просто: брала лист бумаги и складывала его гармошкой. С одной стороны ее склеила, так что получилась своеобразная узкая книжечка, а с другой стороны, на эту "книжецу" приклеивали листы бумаги с готовым гербарием.
Удобство в том, что можно добавлять таким образом сколь угодно листов, присоединяя все новые гармошки.
После этого принялись подписывать. Артур осилил только первую страницу, далее уже всем подписывала я.
Очень эффективно изучение и запоминание, ведь сначала мы собирали и называли деревья, кустарники, цветы. Проходя мимо таких же, уже собранных растений, мы снова называли их, узнавали. Потом при приклеивании листьев опять повторяли. И наконец называли растения, когда я подписывала.
На этом мы наши гербарии не закончили. Пока ехали на машине домой, то останавливались, чтобы собрать еще листья, которых на экскурсии мы не нашли.
По приезду домой снова сушили, а потом я сама с азартом, при поездках в город добывала новые экземпляры.
Много времени мы провели с Родионом под городскими каштанами. К сожалению, в это время года добыть хороший каштановый лист очень трудно. Многие уже сухие и скукоженные.
Но все же нам удалось найти один не самый плохой экземпляр, а еще один маленький, но полностью зеленый. Родион этому листочку был несказанно рад.
В нашей коллекции получилось два клена. Первый я определять не взялась. Есть несколько видов, очень похожих по внешнему виду листьев. Такие клены встречаются повсеместно, правда, Эля решила, что этот лист - клен сахарный или канадский. Может и так.
А второй клен я определила точно - серебристый. Правда, сперва не совсем верно его записала.
Дубов у нас тоже два. Первый был найден еще на даче. Причем хозяйка участка, на котором росло дерево, утверждала, что это такой клен. Я же была уверена, что это дуб. Мою уверенность подкреплял аромат. Когда я сушила листья утюгом, то у меня не было сомнений в дубовой принадлежности экземпляров. Я провела немало времени в интернете, но похожего клена не обнаружила, а вот дуб попался сразу - болотный. Осталось проверить, как он сменит окраску по осени.
Были у нас и веточки ивы. Правда, мы сомневались, брать ли их? Получится ли нормально вклеить-засушить. Но все нормально.
Почему-то, когда собирали листья ясеня, то приняли его за совершенно иное дерево (разновидность клена), но уточняя информацию, я поняла, что у клена только три листа, но никак не 7. А вот для ясеня это очень характерно. Оказалось, что ясень у нас встречается не так уж редко, а я вот, прожив 35 лет, только сейчас это узнала))))).Особый интерес вызвал вяз. Точнее листья с дерева, названия которому мы не знали. Очень интересные шершавые на ощупь листочки, которые с удовольствием ощупывали всей семьей. Его мы с дочкой тоже определяли с помощью интернета. Вяз встречается у нас реже ясеня, но найти его повторно в городе мне удалось.
Акацию для Эллины мы сорвали еще в деревне - большие листья.
А вот для мальчиков акацию мы нашли прямо у нас во дворе! Молодые кустики, высаженные прошлой осенью, местами оказались именно акацией! Радость от узнавания читалась на детских лицах.
Ольха нам повстречалась лишь один раз. И, скажу честно, если бы не шишечки, то я бы ее приписала к плодовым деревьям, типа вишни). Есть определенное сходство листьев. И самое смешное, что в спешке, я ее запросто потом перепутала с вязом))))). И так и подписала детям в альбоме. Заметила только сейчас и побежала исправлять))). В общем на этих двух картинках, конечно, ольха, а не вяз.
У Эли в коллекции еще облепиха. Для мальчиков ее сразу не взяла, а пока больше не попадалось.
Эллинка свой гербарий сделала в папке.
Она, правда, очень расстроилась, что учитель не разрешила красиво оформить. Никаких ярких цветов и украшений.
Потому делала без особого вдохновения))).
Мальчики же с удовольствием клеили свои листочки.
Выкладывали их, продумывали что и с чем приклеить. Определяли порядок вклеивания в книгу.
Во время работы над гербарием и позже, с удовольствием искали похожие листья. Например, яблоня и груша: чем похожи и чем отличаются?
Осина и береза - тоже схожи.
Еще одно задание - найти листья к деревьям с карточек.
Прямо в гербарий раскладывали - где и что. За одно Артур читал, ну, и повторяли в очередной раз.
Вот такая работа была нами проделана. Но мы не намерены останавливаться. Будем собирать и другие растения, ведь еще полно всевозможных кустарников, да и цветы, травы, возможно еще какие-то деревья, например, с плодовых мы далеко не со всех собрали. А можно еще и лиственницу, тую прихватить. А может умудримся даже ель с сосной как-то определить в гербарий. Но, скажу по секрету, настолько объемного гербария я еще никогда не делала. А уж с учетом того, что их целых три, то остается только радоваться и продолжать изучение.
Отправляюсь в Детскую галерею
Как же повезло твоим детям с мамой!
ОтветитьУдалитьА я вот до сих пор плохо в деревьях и других растениях разбираюсь, хотя у меня 2 года был спец.курс ботаники :(
Света, спасибо, можно учить и не выучить, а можно просто захотеть знать и все запомнить))). Ко мне это тоже пришло не сразу)))
Удалитьсколько много гербария!!! Отличная работа! Вот Элинка творческая у Вас! Пусть в следующий раз сделает гербарий не для школы, а для себя и оформит его так, как ей больше хочется.
ОтветитьУдалитьМы такие гербарии делали на юге, чтобы познакомиться с южными деревьями и кустарниками поближе.
Татьяна, спасибо, я думаю, что дочка именно так и поступит).
УдалитьГербарий был очень любимым занятием на первых уроках в начале учебного года. Все годы осень вспоминаю школьное задание и глаза сами начинают искать красивые листья.
ОтветитьУдалитьИрина, спасибо, я тоже любила гербарии, но как-то быстро интерес угасал, с первым десятком листочков))))).
УдалитьАня, здравствуй!
ОтветитьУдалитьСразу вспомнила своё детство :)
Увлекалась собиранием гербария. Высушивала листочки в книгах, также составляла коллекцию :)
Вика, как это должно быть интересно. Я лишь во взрослом возрасте захотела сделать что-то подобное большого масштаба).
УдалитьОчень вдохновляет! Спасибо, Анна! Это такое увлекательное и полезное занятие. Обязательно начнем составлять свой гербарий.
ОтветитьУдалитьАнжелика, спасибо, очень рада, что смогла вас простимулировать).
УдалитьКакие молодцы! Такую огромную работу проделали! Моему сыну тоже гербарий в школу нужно, сегодня мы его закончили....
ОтветитьУдалитьТак что я тоже все хожу и ищу)) по привычке. А сколько открытий для себя сделала! Спасибо, Аня!
Какие молодцы! Такую огромную работу проделали! Моему сыну тоже гербарий в школу нужно, сегодня мы его закончили....
ОтветитьУдалитьТак что я тоже все хожу и ищу)) по привычке. А сколько открытий для себя сделала! Спасибо, Аня!
Лена, спасибо, действительно очень многое узнаешь, а если гербарий для школы закончили, то самое время продолжить его для себя).
УдалитьЯ с детства люблю собирать гербарий. Вот и сейчас, гуляя с внученькой, спешу найти какой-нибудь необычный листок, цветок, травинку... Так появляется новая закладочка в книге
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо, отличная идея - закладочки, что-то и мне захотелось такого))).
УдалитьУмнички!!!
ОтветитьУдалитьБлагодарим за участие в Детской галерее.
Жанна, спасибо!
УдалитьОтличная идея с гармошкой!) Полезное дело вы затеяли- молодцы!)
ОтветитьУдалитьОксана, спасибо. Гармошка так неожиданно придумалась и оказалась весьма удобной.
Удалитькакая у вас уже большая коллекция получилась)
ОтветитьУдалитьАлиса Сергеевна, спасибо, да, уже много насобиралось, но я уверена, что это только начало))).
УдалитьЗдорово! Это очень увлекательно собирать гербарий! И замечательно, когда у каждого свой экземпляр получился.
ОтветитьУдалитьА у нас вяз - обычное дерево, растет повсюду.
Оля, спасибо, нужно, наверное, и мне свой собрать))). Вяз у нас не так часто встречается. Раньше я его вообще не замечала, а сейчас, как стала обращать внимание, так лишь в одном месте увидела. И вообще его, наверное, за городом проще найти.
УдалитьУ нас вяз растет в городских насаждениях. А за городом редко встречается.
УдалитьШикарная коллекция гербария! И мальчики молодцы - целую исследовательскую работу провели! Надо бы и нам собрать свой альбом... А листья каштанов у нас хранятся уже несколько лет после "охоты на каштаны"...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Мила, нужно нам на каштаны поохотиться. Только вот у нас проблема - на листья нужно охотиться раньше, чем на плоды, иначе, когда плоды уже созрели, листья все скукожились).
УдалитьБогатый у вас гербарий получился!:) Благодарю вас за напоминание, тоже надо гербарий пособирать...:))
ОтветитьУдалитьОля, спасибо, очень рада, что и Вы вдохновились!
Удалить