четверг, 14 сентября 2017 г.

Шахматный день рождения

В августе мы отмечали день рождения Артура. Ему исполнилось целых 7 лет! Большой парень. И праздник у него должен быть соответствующий. А так как с недавних пор он увлечен шахматами, то и день рождения попросил устроить в шахматном стиле. Сначала я немного растерялась, ведь принимать участие в празднике будут и те дети, которые не знакомы с шахматами. То есть нужно было устроить все так, чтобы их познакомить с игрой, а за одно и играющим должно было быть интересно. Интернет мне выдал очень мало идей, в основном праздники-спектакли для детского сада. Тоже хорошо, но не совсем то. С другой стороны, шахматы уже сами по себе дают простор для конкурсов. В общем, у меня неплохо получилось. Но обо всем по порядку.


Сначала оформление. Для памятных фото я решила сделать парочку шахматных фигур из картона.


А потом позвала на помощь Эллинку, которая сделала гирлянду из шахматных фигур.


Украшения для кексиков.


И для коктейльных трубочек.


И наконец, нарисовала плакат.


План праздника получился такой: сперва дети кушали, потом играли, пока готовился шашлык, потом снова сидели за столом, немного танцевали, и наконец снова проходили испытания.


Итак, путешествие в шахматную страну начинается! В шахматном королевстве правили два короля - черный и белый. Но однажды черный решил захватить всю власть, а потому выкрал белого короля и спрятал его. Но нам необходимо восстановить справедливость, в конце-концов, играть в шахматы с одним королем не получится. И вот дети собрались спасать короля. Для этого им нужно пройти много испытаний.

1. Знакомство с фигурами.
Не все дети даже знали, как выглядят и называются различные фигуры. Пришло время познакомиться. Сперва они ощупывали и разглядывали их, узнавали их названия.


А потом все фигуры спрятались в мешочек. По очереди дети на ощупь определяли фигуры в мешке. Чтобы избавить от ошибки младшую Настю, ее мы оставили на самый конец. И так даже она справилась с заданием!


За каждое выполненное задание дети получали шахматный код. Заданий много, кодов тоже.


Также я им давала поле, на котором можно было закрасить, отметить полученный код.


В итоге, каждый шахматный код превращался в букву.


Именно из этих букв можно было сложить слова, чтобы узнать, где же искать белого короля. Но это, само собой, у самом конце.


2. Сложить пазлы.
Для выполнения следующего задания дети разбились на две группы. Каждой я выдала, по пазлу - разрезанной шахматной доске.


Разрезала по клеточкам, кусочки получились разных форм. Для усложнения можно смешать оба пазла, а потом разделить и собрать лба одновременно.


А потом был шашлык и танцы, для которых я скачала песни про шахматы.
Между делом дети выполнили и третье задание.


3. Шахматные загадки.

На квадратиках доски,
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Слабый в шахматах готов
И поймать такой улов -
Я ответу буду рад -
Результат ничейный....
(Пат)

Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку -
Прекращается игра.
(Король)

Иногда король с ладьей
Вместе ходят очень ловко.
Шахматисты ход такой
Называют....
(Рокировкой)

Я как башня велика,
Но я не башня,
Я - .....
(Ладья)

Где-то хобот потерял,
Похудел и стройный стал,
Полюбил диагонали,
Презирает вертикали.
(Слон)

Не поймешь, куда он скачет:
Прыг-скок, а следом в бок.
(Конь)

Это есть не поражение,
Не фиаско и не крах,
А всего лишь нападение,
Королю объявлен....
(Шах)

Кто не любит прыг да скок,
Кто ходить привык без спешки?
И берет наискосок?
Ну, конечно, это....
(Пешка)

Самый храбрый - это я!
Самый сильный - это я!
Хожу как слон и как ладья,
И нет преграды для меня!
(Ферзь)

4. Расставить фигуры на доске.
С фигурами познакомились, теперь пора узнать, где же у них место на шахматной доске? Дети брали по три любые фигуры.


А потом расставляли их на поле.


Так каждая нашла свое место. Тем, кто не знали, куда ставить, помогали дети, уже знакомые с расстановкой фигур.


5. Покажи фигуру.
Дети по очереди вытаскивали карточку, на которой была изображена какая-то шахматная фигура. И пытались ее показать так, чтобы остальные отгадали. Очень интересно было наблюдать за тем, как дети передают фигуры. Каждый выбирал разный способ. Кто-то принимал статическую позу, кто-то демонстрировал как ходят фигуры, кто-то просто всем своим видом и эмоциями старался передать требуемое.


6. Шахматные задачи
На этот раз я предложила детям решить несколько простых шахматных задач. Мат в один ход белыми в первой и третьей задаче, и черными во второй.
Прошу прощения за корявые картинки, почему-то по другому не получается, какая-то ошибка в html, но я не знаю, что и где исправить. В любом случае, расстановка фигур понятна. Я специально выбирала простые задачи с минимумом фигур.
abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Анализ позиции >>

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Анализ позиции >>

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Анализ позиции >>

С задачами дети справились. И мы перешли к следующему заданию.

7. Черное и белое.
На этот раз нужно было найти в окружающих предметах, природе черное и белое. По три объекта каждого цвета.
Дети с радостью носились по участку. отмечая, как украшения шахматного праздника, так и цветы, мебель и даже ноутбук).

8. Игра-викторина на шахматном поле.
Для этой игры мы использовали большое шахматное поле, которое нарисовали на плитке. ПО клеткам я разложила цветные кружочки, на оборотной стороне которых был значок подарка или вопроса.


Дети по очереди кидали кубик и двигались в любом направлении по полю на соответствующее число клеток. Открывали кружок и получали приз, если им попадался соответствующий значок - мыльные пузыри, воздушные шарики, мелки, фонарики...


А если попадался вопрос, то необходимо было отвечать на вопросы шахматной викторины.

1. Какую страну считают родиной шахмат? (Индия).

2. В какие фигуры может превратиться пешка, а в какую нет? ( Слон, конь,
ладья, ферзь, / король).

3. Кто назад не ходит? (Пешка)

4. Кого называют разноцветными? (Слонов).

5. Что за ход: можно идти сразу двумя фигурами? (Рокировка).

6. Из скольких клеток состоит шахматная доска? (64).

7. Как называется начало шахматной игры? (Дебют).

8.Назовите лёгкие фигуры (Конь и Слон).

9.Назовите тяжёлые фигуры (Ферзь и Ладья).

10.Из каких «дорожек» состоит шахматная доска? Покажите эти линии на
демонстрационной доске ( Вертикаль, горизонталь, диагональ).

11.Что такое шах, мат, пат? (Угроза королю, гибель короля, ничья).

12.Решите задачу: белые уничтожили 2 чёрного коня и пешку. Сколько
баллов они выиграли у соперника? (7).


9. Пройти через шахматное поле.
Все дети получили ободки с разными шахматными фигурами. Родион шустренько ухватил себе ферзя. Эля стала конем, Артур - ладьей, а Арсений - слоном. Кристина же была уверена,ч то обязана стать королем))). Это-то ее и подвело.
Итак, задача - в роли фигур пройти все шахматное поле от края до края. На поле выставлены препятствия, на клетки с которыми нельзя наступать. Перепрыгивать их мог только конь.
Дети делали поочередно ход и продвигались на такое расстояние и в такую сторону, как сами желали и позволяли возможности фигур. Таким образом ферзь-Родион первым достиг финиша, затем ладья-Артур, после конь-Эля, предпоследним пришел слон-Арсений, которому очень не повезло, его несколько раз запирали. Ну, и последней финишировала "королева" Кристина, потому как король не может ходить дальше, чем на одну клетку))).


10. Шахматная сказка.
Мы не стали спешить и уходить с шахматного поля, потому что теперь здесь мы разыграли шахматную сказку. У разных фигур были свои слова-действия, которые нужно было выполнять-говорить, когда их называли. К сожалению, людей не хватало, потому сразу несколько ролей досталось Кристине.

Итак, собственно слова и действия для каждой фигуры:
Белый конь - скачет буквой Г и говорит: "Тык-дык, тык-дык, иго-го!"
Черная пешка - сжимается, трясется и говорит: "Ой, боюсь-боюсь!"
Черный слон - марширует и говорит: "Ать-два, ать-два!"
Черная ладья - машет рукой вперед и говорит: "Свить-свить!"
Белая пешка - делает шаг вперед и говорит: "И рааазззз!"
Белый ферзь - прикрывает пешку, расставляет руки и говорит: "Эх, была-не была!"
Черный король - проявляет себя только на последних словах, поднимает руки вверх и говорит: "Сдаюсь, ваша взяла!"

Итак, а теперь собственно сказка, которую должен зачитывать ведущий, а участники выполнять свои действия тогда, когда их называют.

Есть на свете удивительная страна - Шахматное королевство. Правят в ней два короля, которые все время между собой воюют и не могут договориться. Но однажды черный король пошел на хитрость и украл белого короля, чтобы одному править в королевстве. Но войско белого короля не сдалось и решило восстановить справедливость.
Пошел в атаку белый конь:
- Тык-дык, тык-дык, иго-го!
Испугалась черная пешка:
- Ой, боюсь-боюсь!
Выступил на защиту черный слон - настоящий офицер:
- Ать-два, ать-два!
Пришлось белому коню отступать:
- Тык-дык, тык-дык, иго-го!
Но не сдался конь и снова пошел в атаку:
- Тык-дык, тык-дык, иго-го!
Но тут черная ладья начеку и ведет обстрел:
- Свить-свить!
Снова отступил конь:
- Тык-дык, тык-дык, иго-го!
И опять выступил слон:
- Ать-два, ать-два!
И тут маленькая белая пешка смело ринулась в бой:
- И рааазззз!
И продолжила белая пешка наступать:
- И рааазззз!
Черная ладья защищает короля:
- Свить-свить!
Бросился на помощь пешке белый ферзь, смело прикрывая ее грудью:
- Эх, была-не была!
И снова выступил слон:
- Ать-два, ать-два!
И снова прикрывал пешку ферзь:
- Эх, была-не была!
Но шла пешка:
- И рааазззз!
И прикрывал ее ферзь:
- Эх, была-не была!
И снова шла вперед маленькая смелая пешка:
- И рааазззз!
И еще шла она:
- И рааазззз!
И еще:
- И рааазззз!
(Тут нужно идти столько раз, сколько необходимо до конца поля)
И так дошла она до самого края королевства и превратилась в ферзя. И бросились в бой два ферзя:
- Эх, была-не была!
И тряслась от страха черная пешка:
- Ой, боюсь-боюсь!
И пришлось черному королю сдаться:
- Сдаюсь, ваша взяла!
Так была восстановлена справедливость в шахматном королевстве.


Вот такая сказка, которую весело показали дети.


11. Ладьюшки-подружки.
Всем, кто играет в шахматы, известно, что две ладьи вместе - это сила. Но чтобы они смогли действовать, они должны быть рядом. Так сказать, скооперироваться). Мы играем в подвижную игру "Ладьюшки-подружки". Два игрока в роли ладьей, остальные выстраиваются цепочкой, разделяющей "подружек". Задача ладей - объединиться, то есть прорваться друг к другу. А задача остальных - этого не допустить.


12. Шахматная мафия.
На карточках картинки фигур - черных и белых. Игрокам раздаются эти карточки - половина становятся черной командой, половина - белой. Карточки никому не показывают. Наступает ночь. Все в шахматном королевстве засыпают. Просыпаются черные. Они снимают одну из белых фигур (показывают на нее). Задача - снять короля. Утро, просыпается шахматное королевство. Открываем карту, которую сняли черные. Если король, то черные победили, если нет, то снова наступает ночь. Просыпаются белые, решают, кого они снимут, показывают и засыпают. Утро, просыпаются все. Открываем карту. Если сняли короля, то победили белые, если нет, то игра продолжается.

И вот позади все испытания, дети получили последний код, расшифровали последнюю букву. И стали складывать слова-подсказки, где искать белого короля. Оказалось, что на кровати на чердаке!


Ободок белого короля нашли, а вместе с ним и призы. Артур, на правах именинника, стал белым королем и всем раздав призы. Кому-то маленькие наборы шахмат.


А кому-то шахматные медали).


И конечно был шахматный торт.


И фото на память с шахматными фигурами.


Весь праздник я снимала на видео, и сделала фильм, о том, как проходил наш праздник:


Рассказать о нашем празднике спешу в  в Детскую галерею

http://www.withsmile.ru/2017/08/kids-link35.html

Загляну также в Галерею воображаемых игр

http://www.theworldofnursery.com/2016/09/gallery-of-imaginative-play-and-games_12.html

11 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Анна, дни рождения Ваших деток - запоминающиеся, настоящие, веселые, оригинальные! Они останутся в памяти у ребят на всю жизнь, и я думаю, уже во взрослом возрасте им тоже захочется организовывать такие потрясающие праздники! Артура с прошедшим Днем рождения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мария, очень хочется, чтобы и запомнилось, и стало традицией, ведь, действительно, это намного интереснее обычных посиделок).

      Удалить
  3. Вот это да!))) И тортик в тему и все-все-все.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна, мы очень старались)))

      Удалить
  4. Анна, спасибо за статью и интересные идеи для дня рождения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо, буду рада, если кому-нибудь пригодится).

      Удалить
  5. Как неожиданно увидеть тему шахматов на дне рождении :) Супер! Интересные задания, в самом начале игра с шифрами понравилась, спектакль.
    А мы праздновали день рождения в стиле индейцев https://gulfiyadav.blogspot.ru/2017/08/blog-post_26.html твои идеи мне очень помогли!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гуля, спасибо, стараюсь идти за увлечениями детей). Спешу посмотреть, что же ты придумала!

      Удалить
  6. Аня, это потрясающе!
    Поздравления мои Артуру! Наша жизнь как шахматное поле в черно-белую клеточку. Пусть черные клеточки будут шоколадными.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, большое спасибо! Пусть так и будет!

      Удалить

Еще немного зимнего

Праздник снега

Выпал первый снежок и нам захотелось это отпраздновать. И пусть на улице мы наслаждались снегом, но почему бы не насладиться им еще и дома....