четверг, 5 ноября 2015 г.

Дети лепят, когда мама занята

Все мамы бывают заняты). Иногда очень трудно увлечь чем-то детей, чтобы высвободить время на другие дела. Но мне повезло, мои дети умеют заниматься сами. Я не могу дать никаких особых рекомендаций, мне кажется, что самостоятельность в игре и занятиях зависит от многих факторов:
- возраст ребенка
- его самостоятельность (тесно связана с возрастом, но все же стоит особняком)
- характер
- количество детей в семье
- свобода
- умение играть....
Возможно это не весь список, но мне видится это именно так. Эллина у меня дольше всех требовала максимум маминого внимания. И как бы я не старалась, была не очень самостоятельной, первой и на тот момент единственной в семье, не умела играть, а по характеру была весьма эмоциональной и постоянно требовала внимания и подтверждения любви. С моим опытом, ростом количества детей и их взрослением, мне кажется, что я наконец-то научила детей занимать себя без моего участия в принципе. Что я для этого делала? Попробую поделиться, возможно, мой опыт кому-то пригодиться немного. Немного - потому, что все дети разные, как разные мамы и семьи, поэтому практически уверена, что мой сценарий на 100% не может сработать в любой семье, но частично помочь - вполне вероятно.

Возраст ребенка
Всем известно, что младенец не может быть самостоятельным. Максимум доступных занятий - кричать, смотреть, тянуться к игрушке. Но по мере приближения к году ребенок постепенно учится стучать по игрушкам, брать их, трясти, крутить-вертеть, перекладывать и так далее. То есть само собой получается, что с возрастом ребенку доступно больше занятий без участия мамы.
В принципе, тут все просто, идем за ребенком и чуть-чуть с опережением, чтобы ребенок начинал осваивать что-то новое. Но всегда не стоит делать за ребенка. Показать, дать попробовать самостоятельно, а потом, в случае необходимости помочь.
С другой стороны не стоит забывать, что не только дошколятам нужна мама, она и в 10 лет нужна, и в 20. Просто совместных занятий может стать меньше, они могут быть рядом а не в одном, но все же... Например, младшие школьники очень любят делать уроки рядом с мамой. А иногда просто посидеть рядышком за просмотром фильма и обсудить его. В общем дел много для совместного досуга, не стоит думать, что подросшим детям это не нужно.
Самостоятельность ребенка
Уж сколько на эту тему написано, но все равно столько несамостоятельных детей!
Я скажу по себе, когда растила одну Элю, был тотальный контроль. И, да, я часто учила ее делать что-то самостоятельно, я не вмешивалась, но зорко следила за каждым ее шагом. И этого было достаточно, чтобы ребенок делал все с оглядкой на маму. И все же хочу сказать, что мне весьма облегчала жизнь бытовая самостоятельность ребенка. Все мои дети получали ложку еще до года, а с тех пор уже сами ели. Причем я даже не докармливала. Да, по началу (первые несколько месяцев) это стабильная грязь и долгие обеды-ужины, но так как я в это время занималась своими делами, то это не напрягало. То же касалось и остальных вопросов: одеться-раздеться, посетить туалет, налить попить, взять книжки и игрушки.... В общем, тяжело только сначала, но потом намного проще, причем это случается не в 3-4 года, а в 1-2. Чувствуете разницу? Конечно, есть моменты, с которыми не справится двух-трехлетка, но это если он действительно пробует постоянно, а потом мама немного помогает. А если попробовали, не получилось, а потом снова все мама, то так мы упустим момент, когда ребенок уже все сможет сам. Интересно, что я все чаще подмечаю, что мои дети оказывается уже умеют то, чего я еще и не ждала).
У меня есть способ, чтобы побудить ребенка сделать самостоятельно))). Когда кто-то у меня что-то просит (найти, помочь и так далее), я говорю волшебное:
"Подожди минутку, сейчас закончу и помогу". Как правило минутка затягивается на несколько большее время и чудо: ребенок прибегает мне с радостной вестью - он уже САМ....! При этом никто ничего не требует, не ждет (потому что просто ждать скучно), а пытается, пока мама не пришла, и все получается без меня))).
Характер
Всем известно, что мы разные. Так вот дети тоже). Один более спокойный, ему проще играть самостоятельно. Другой более активный, ему чаще нужна компания. Есть более замкнутые, есть очень общительные. Одним нужны слушатели, другим не нужны даже ответы на вопросы, они сами их находят. В общем, тут понятно - один раньше и дольше будет играть сам, другой позже и меньше. Остается только смириться, но все же не забывать, что замкнутых нужно учить общаться, а компанейских - развлекать себя самостоятельно.
Эля очень зависима от общения, она не одиночка по натуре. Поэтому часто мы занимались рядом, но разным - она своим, а я своим. Артур напротив с младенчества прекрасно проводил время один, но часто Эля в поиске компании начинала с ним заниматься. Родин ведет себя по настроению. Он может очень долго играть один, но когда на него нападает желание активных игр, тут уж он объединяется с братом.
Вот так плавно перехожу к другому вопросу:
Количество детей в семье
Каждый последующий ребенок, как не удивительно, освобождает маме время. Да, появляются новые заботы, но чаще всего они просто увеличиваются в объеме, при этом делать все можно одновременно.(больше приготовить, гулять на улице с двумя-тремя, играть всем вместе, постирать больше вещей, почитать книгу и так далее), хотя есть и индивидуальные - одного к врачу, другого в бассейн, третьего на кружок.... А еще добавляются всякие - поделить игрушки, разнять дерущихся и прочие переживания, слезы, обнимашки и радости. И все же дети все больше проводят времени друг с другом, потому что они тянутся, как правило, к ближайшему старшему по возрасту, мама тут уже не котируется). А у родителей уже больше времени спокойно заняться своими делами.
Свобода
Мама и ребенок очень взаимосвязаны. Мама все делает с оглядкой на малыша, а малыш на маму. Часто мы не замечаем, насколько созависимы получаются эти близкие люди, даже в том, что этого не требует. Я это заметила только с рождением второго ребенка. Мне пришлось больше делать, как-то разделять время и дети стали более свободны от меня. И я поняла, какую ошибку совершала с Элей. Свобода в том, в чем она не угрожает жизни и здоровью ребенка очень нужна. Конечно, количество свободы ребенка увеличивается постепенно, но этот вопрос нужно пересматривать с большой регулярностью, потому что дети взрослеют весьма быстро.
Умение играть
Чтобы что-то делать, нужно иметь эту возможность. К сожалению, наши дети часто так загружены вниманием окружающих людей, различными занятиями под чьим-то руководством, что на самостоятельные игры у них попросту нет времени.
Чтобы что-то делать самостоятельно нужно иметь то, с чем можно играть. Если у ребенка нет доступа к игровому материалу, если материал не соответствует возрасту и ребенок просто не может с ним играть, то игры и не получится. Конечно, есть дети с развитой фантазией, которые чуть ли не с рождения могут играть с воздухом и быть этому рады. У меня, например, Артур такой). Но большинству детишек нужен предмет для игры.
Очень помогает размещение всех игровых материалов в свободном доступе. Ребенок пришел, увидел, взял и играет. Ему не нужно прибегать к помощи мамы.
А еще часто дети не знают, как можно играть. Если по натуре ребенок дотошный, с исследовательским типом характера, то вполне вероятно, что ему вполне достаточно просто получить предмет в руки. Но чаще всего получается иначе - покрутил-повертел, попробовал и побежал. Особенно это касается маленьких детей. Их опыта не достаточно, чтобы освоить игру самостоятельно. Поэтому очень важно на первых порах играть вместе с детьми. Причем очень важно увлечение процессом родителя, а не просто: вот так строится башенка. Есть кубики, значит, стоит продемонстрировать все возможности - башня, домик, дорожка, собрать разбросать, спрятать, найти, выложить картинку, а может и нарисовать на кубике, и сравнить с шариком, постучать и еще много всего. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше возможностей он будет видеть в каждом материале или предмете сам, потому что он знает, что можно играть по-разному. Стоит также присматриваться к ребенку, его начинанию, а следом развивать эту игру. Когда дети растут одни, все эти возможности демонстрируют родители, когда детей в семье несколько, то опыт получают больше даже от старших братьев-сестер, нежели от родителей.
Вот такой у меня опыт. Уверена, что найдется чем дополнить мои наблюдения, но все же именно благодаря всему этому мои дети играют и занимаются сами. Последнее увлечение моих старших - лепка. Причем каждый отдельно пришел к этому, не глядя на другого. У нас в доме достаточно пластилина, инструментов для работы с ним, они в свободном доступе даже у Родиона. Интересно, что, как правило, дети все равно предупреждают о желании полепить, так что неожиданностей у меня не так уж много.
Эллина приступила к занятиям в художественной школе и после первого занятия лепкой была весьма воодушевлена. Ей не только понравилось работать с пластилином, но и оценку первую она получила - десятку - высший балл. Хочется показать ее первую работу, которую высоко оценили.
Русалка уже слегка подгуляла, потому что ее порядком потрогали всевозможные руки, но все же нам она очень нравится))).
А следом меня поразил Артур. Сегодня, когда мы ехали из библиотеки на электричке (нам оказалось это весьма удобным), сын сказал, что хочет слепить электропоезд из пластилина. Я сказала, что, конечно, пусть лепит, если хочет. Артур по возвращении домой тихоняько достал материал и занялся работой. Результат меня весьма удивил. Он слепил маленький поезд на железной дороге. Я специально положила рядом фломастер и поставила маленького лего-человечка, чтобы показать миниатюрность работы.
Меня поразил подход сына к деталям.
Здесь и окна, и двери, и токоприемники, и даже лестницы для подъема в поезд.
Вторая сторона порадовала платформой.
Оба ребенка создали свои работы от начала и до конца, включая уборку материала и рабочего места, самостоятельно, пока мама занималась другими своими делами. Хорошо, когда дети самостоятельны). А еще мне очень нравятся и поезд, и русалка, так, что не удержалась, чтобы не показать). Вот так спонтанно родился этот пост, пока мои дети сами играли))).
Со своими размышлениями и хвастиками загляну в Детскую галерею
Присоединяйтесь!
А еще со своими скромными размышлениями покажемся в галерее Азбука характера, с буквой С - самостоятельность
http://bernudarzniece.blogspot.com.by/2015/11/blog-post.html

33 комментария:

  1. Аня, ты прирожденный и педагог, и психолог, и хорошая мама.
    Как тонко ты все подметила с профессиональной точки зрения. Умница!

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательная мама таких забавный малышей умеет все, все успевает, в том числе -поделиться со своими читателями. СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна, хочется надеяться, что кому-то пригодятся мои размышления.

      Удалить
  3. "Подожди минутку, сейчас закончу и помогу"- отличная хитрость) Спасибо за участие в "Азбуке характера"- именно такой пост я и хотела там видеть- от опытной мамы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана, рада, что пост пришелся к месту. А хитрость очень интересная, последнее время она у меня работает на 99% у старших, и уже где-то на 50% у младшего). Самое главное, что я действительно готова прийти на помощь, если увижу, что не справляются, то обязательно помогу, но уверена, что детям нужно дать время, чтобы попытаться решить задачу самостоятельно.

      Удалить
  4. Аня, спасибо за твой опыт! У меня с несамостоятельностью сына беда. Нужна ему мама, ползающая рядом по полу с машинками, и всё тут. Сейчас после 3 лет, конечно, стало чуть легче, но не настолько легче, насколько я надеялась, когда ему был годик :) По большому счету, все пункты твоего списка я пробовала, осталась последняя надежда - надо увеличивать количество детей в семье срочно :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, увеличение количества детей - это реальный способ, работающий очень сильно. Только вначале придется труднее, чтобы научить детишек дружить и любить друг друга. А вообще, несамостоятельность первых или единственных детей - реальная проблема. Но если ты все пробовала, то либо это особенности характера ребенка, либо тебе кажется, что ты даешь большой уровень свободы, а на самом деле это не так. Когда росла Эля, я была уверена, что я делаю все для ее самостоятельности, но оказалось, что сильно ошибалась, хотя, скажи мне кто-нибудь тогда, что я слишком контролирую ее или не позволяю ей быть самостоятельной, то я была бы очень удивлена, а то бы и вовсе приняла в штыки. Это понимание пришло намного позже, когда я увидела другой вариант развития событий.

      Удалить
    2. Согласна, Аня. Даже про недостаточную степень свободы согласна, сама уже думала об этом. Вроде из лучших побуждений, но всё время ведь бежишь на зов и хочется и предостеречь, и помочь... В общем, да, "надо нам срочно второго ребенка доставать". Самый правильный и самый естественный способ расставить всё по своим местам.

      Удалить
    3. Это точно))), буду очень рада, если вы решитесь расширяться)))))))

      Удалить
    4. Вот точно "бежишь" на зов! Как Аня и писала, надо не бежать, а сказать : "Подожди минуточку". Когда много детей у мамы просто нет возможности бегать на каждое "мамканье", я так и говорю, если что-то надо, подойди сам. Если ребёнок что-то может сам, то я не буду наливать ему воды, искать пижаму, вытирать попу. Поэтому маме у которой несколько каропузов проще развивать самостотельность, они просто не успеват делать все за детей.

      Удалить
  5. Эллина умница, здорово у нее получилось! И Артур молодчина! Здорово, когда дети умеют играть, занимать себя самостоятельно, но это всё благодаря МАМЕ!

    Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна, очень приятно. А самое интересное, что маме-то как хорошо!)))

      Удалить
  6. Спасибо, Аня! Твои родительские наблюдения - настоящие жемчужины воспитания в семье!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля, очень хочется надеяться, что так и есть)))

      Удалить
  7. У меня сложнее со свободным доступом, вот недавно мы в зале со старшими увлеклись примеркой шлема, а мелкий остался один в детской. Как известно, тишина - это страшно.) Результат, 10-ки вывернутых коробок с пазлами и карточками в одну кучу. Дорвался, конечно он был счастлив, а мне пришлось потратить не мало времени, чтобы это потом разложить.
    Русалка очень профессионально получилась! Талант у ребёнка!
    И паровоз здоровский, и хватило же терпения, видно, усидчивый?
    Тро третьего ребёнка - это правда, он раньше всех стал хорошо говорить, самый самостоятельный, умеет играть, ждать свою очередь и т. д., но есть и отрицательные моменты, например, он уже в свои 2 года говорит: "Ты баран!")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, перемешанные пазлы и у нас были)))))))). В любом случае невозможно все оставить в свободном доступе, что-то убирается повыше. Я стараюсь опускать на нижний уровень то, что допустимо младшему, а то, что для Артура уже выше. Конечно, избежать полностью беспорядка - не реально, но все же попроще, чем сортировать пазлы))).

      Удалить
  8. Аня, полностью согласна ПО ВСЕМ ПУНКТАМ!! Все разложила по полочкам, понятным языком. Здорово! Вот бы побольше ищущих мам посмотрело!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо, очень хочется, чтобы кому-то помогло.

      Удалить
  9. Анна, вы все верно написали! А русалочка просто чудо!

    ОтветитьУдалить
  10. Анечка, тебе нужно книги писать! Ты так мастерски облачаешь в слова все интуитивные догадки читателя, что после прочтения появляется ощущение просветлённости:)))))
    Спасибо тебе за статью!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Женя, спасибо, очень приятно, прямо засмущалась))).

      Удалить
  11. Аня, как ты точно подметила: "каждый последующий ребенок освобождает время маме" :)
    Точь-в-точь такая-же ситуация. Когда Злата была маленькой мое время на 100% принадлежало ей, а Олеся уже гораздо самостоятельнее :)
    Вчера зовет меня: "Мам, помоги лего построить".
    Я: "Подожди, я занята".
    Через 5 минут прибегает - все сама сделала :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо за ёмкий, организующий пост. :) Со многим очень согласна! И как знакомо вот это: "подожди минутку"... :))) А ещё я добавила бы к этому, что очень важен подход к деятельности самих взрослых. Например, первое время с дочкой я всё время переживала, что она ДОЛЖНА чем - нибудь заниматься, я боялась детской скуки... На деле, какая большая ошибка! Рада, что вовремя поняла и отпустила. И ещё до появления братика, она вполне владела умением поиска деятельности для себя по настроению и желанию. А с двумя, так, вообще праздник! :)))) Я даже перестала отпускать её по просьбе бабушки на выходные к ней - понимаю, как страдать будет Кирилл... В общем, не надо бояться и детской скуки (не до фанатизма (или пофигизма), конечно). :)

      Удалить
    2. Люда, спасибо, да, просьба подождать очень выручает), а дети-то как радуются, что мамина помощь даже не понадобилась)))

      Удалить
    3. Катя, спасибо тебе. Я уже давно решила, что мама не клоун, чтобы развлекать бесконечно, дочка долго не могла смириться, но сейчас и сама не скучает и братишкам не дает. Детям тоже нужен отдых и от мамы, и от маминой фантазии))).

      Удалить
  12. Привет, Аня)
    Ха - а у меня все наоборот))))
    Самостоятельность моей троицы повышается от старшего к младшему - в итоге самый самостоятельный самый мелкий))))
    К сожалению, это так) Тут и характер играет роль и ...не знаю я что еще... Но дочка сосем не самостоятельна, хотя она такой себя считает... Может, мама в декрете задержалась?)))
    я с ужасом представляю, как она спалит мне квартиру без меня, не выключит свет, проспит на урок, забудет о времени...за этот месяц уже дважды телефон теряла... Вчера с утра вспомнила, что последний день сдачи макулатуры - а тащить 32 кг)))
    Одно утешает, что уже сама себя развлекает)))))
    А вот мальчишки мои совершенно не хотят играть без меня. Средний строит, мелкий пакосничит))) Средний конечно уже и без меня в конструкторы строит, но рисовать, лепить - только со мной)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Моя Эля тоже была совсем не самостоятельной, до поры до времени), но мы все же пришли к тому, что она очень многое делает сама))). Потому что знает, мама не всегда сможет помочь. Особенно нам тяжело давался контроль времени. Но в этом году, когда пришлось ходить во вторую смену, когда появились занятия в художественной школе, а желаний много, хочется все успеть, она стала более собранной - это не может не радовать. А вообще, не знаю, где ты задержалась в декрете ли, в своих страхах (что ребенок не справиться), в своем желании сделать как лучше или еще в чем-то, но менять что-то нужно срочно. Тяжело быть мамой одного несамостоятельного ребенка, но троих - это вообще страшно). Желаю тебе скорейших изменений.

      Удалить
    2. Спасибо за пожелания! будем работать))
      мы тут ее одну в выходные на конкурс в другой город на поезде отправляем... ну как одну- с тренерами.. но все же - с ночевкой, с тратой денег..
      Волнуюсь, капец)

      Удалить
    3. А она у вас никогда одна не ездила никуда? Эллинка в санатории ездит, с каждым разом все самостоятельнее становится. Хотели лагерь попробовать, но пока так и не рискнули).

      Удалить
  13. Отличные работы, лепка - это и наше любимое занятие тоже ; )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо, это так интересно, когда дети лепят.

      Удалить

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...