Шахматы пришли в нашу семью нежданно-негаданно. Вот так неожиданно 11 месяцев назад появилась сама ИДЕЯ. Идея - это очень важно, особенно, когда она исходит от ребенка. Потом пришли и шахматы, которые превратились в семейное увлечение, привнесли в жизнь свою изюминку, разнообразили досуг. Сегодня я с уверенностью могу сказать: шахматы - игра про которую не стоит забывать при развитии детей. С дочкой мы не играли в шахматы, хотя безумно любили и любим настольные игры, и только с Артуром случилось то, что, наверное, должно было случиться. Шахматы стали частью нашей жизни. Не знаю, насколько далеко мы пойдем, но у нас есть вдохновляющий пример Олеси и ее мамы Люды (блог Развивашка), так что пока настроены заниматься, играть и достигать.
Я, наверное, разочарую тех, кто сейчас хочет услышать о глобальных успехах моих детей и, в частности, Артура. У нас пока их нет. Точнее не так, успехи и польза уже безусловно есть, но вот разрядов и званий мы еще не заработали. Не буду дальше томить предисловиями, а расскажу все по порядку. Возможно наш опыт и пример кого-то вдохновит.
Все началось в декабре прошлого года. Вы верите, что под Новый год случаются чудеса? Я верю. И дети верят. И вот такое маленькое чудо приключилось. Прямо на дороге Артур нашел белую пешку. Фигурка привлекла его внимание, сын поднял ее и спросил:
- Мама, а что это?
- Это пешка из шахмат.
- А что это такое?
- Игра, там нужно ходить разными фигурами, бить их, а чтобы победить нужно поставить королю мат.
- Там есть король?
- Да, а еще ферзь, ладья, слон и конь.
- Я хочу играть в шахматы, мама!
Белую пешку Артур забрал домой и бережно хранил. Да что там, она храниться до сих пор. Почему она попалась нам? Знак, судьба, счастливый случай? Но именно с этой пешки все и началось.
Сначала Артур знакомился с шахматами по мультикам.
Дам еще несколько ссылок. Эти мультики Артур пересматривал не раз с огромным удовольствием.
Впрочем, найти разные мультики про шахматы не составит труда. Чем они хороши, так это тем, что познакомят детей с игрой, расскажут о фигурах, правилах игры. Для начала - это очень интересно, тем более, что подается все в достаточно увлекательной форме.
А дальше у нас лучился Новый год, и Дед Мороз среди прочих подарков принес Артуру шахматы. Счастью ребенка не было предела! Учились играть все вместе. Я вспоминала правила, сверялась с информацией в интернете, и мы пробовали разыгрывать свои первые шахматные партии.
Самые первые игроки - я, Артур и Эллина. Позже подтянулся муж и даже Родион. Но ведущий игрок, конечно, Артур. Его интерес к шахматам рос с каждым днем. Фактически он сам учился играть.
Но самое важное, что между делом, дети знакомятся с правилами игры в шахматы, учатся разыгрывать партии, находить выход из трудных шахматных ситуаций.
Эта игра стала у нас невероятно популярной на полгода. Сперва играл Артур. Потом к нему присоединился Родион, потом дети-соседи на даче, двоюродная сестричка Кристина. В игру играли все - вместе и по очереди. От компьютера дети перемещались к шахматной доске, а потом и вовсе стали разыгрывать шахматные сражения в реальности, примеряя на себя роли шахматных фигур. Артур заразил всех.
Я в процесс не вмешивалась. Игрок я слабый, хоть и знаю правила, но играла только в детстве. так что решила, просто составлять компанию в игре, когда это необходимо. На первых порах, я даже через раз выигрывала, но чем дальше, тем меньше побед мне удавалось одержать у Артура.
А дальше случилось вот что: в сентябре я записала Артура на шахматы. Он очень ждал этого, горел, хотел посещать занятия. Мечта сбылась. Выбирала шахматную секцию по территориальному признаку. Не думаю, что это верный вариант, конечно, нужно искать тренера. И все же мы пошли именно так, потому что не всегда есть возможность далеко возить, а на этом этапе было не совсем понятно, насколько долго продержится интерес ребенка.
Артур попал в начальную группу, в которой были дети впервые пришедшие заниматься шахматами. Все школьники, больше 1-2 класс. Первый месяц мы отходили в эту группу. Артур сначала был очень рад, но с каждым разом все больше жаловался:
- Никто не умеет играть....
По случаю разок попали на занятия детей второго года обучения. И Артур снова загорелся - тут дети играют! И мы попросили перевестись к деткам постарше. Тут стало все серьезнее, а домой Артур стал приносить шахматные задачи.
Я поняла, что из компьютерной игрушки сын вырос. И хоть он и сейчас с удовольствием поиграет в шахматы с Фрицем, но я стала ощущать некоторый вред от игры. На этапе начального обучения это развивающее приложение очень хорошо, но потом начинает мешать. Дело в том, что там можно переиграть, попытаться сделать ход, если он неправильный, то тебе укажут и вернут фигуру назад. Артур привык часто щелкать мышью не особенно задумываясь. Так что приключения в шахматном королевстве остались для Радика. Артуру же я включаю шахматы он-лайн или шахматные задачи на компьютере. Больше стараемся играть на доске.
У шахматных задач тоже есть и оборотная сторона медали. С одной стороны ребенок учится думать, просчитывать, но с другой - он имеет дело с плоскими фигурами, правом на ошибку и безжизненным листом бумаги.
Реальная игра с соперником сильно отличается. Это все я стала осознавать во время первого турнира, на который мы отправились в конце октября. Для Артура этот день стал событием!
Турнир проходил в Дворце детей и молодежи.
Всего было 4 дня турнира - по выходным. 4 балла из 7 - и ребенок получает IV разряд по шахматам.
Сперва я думала, что для Артура это возможно. Но когда смогла по достоинству оценить соперников, а их было почти 100 человек, поняла, что это вряд ли реально. Среди участников и взрослые дети, как мне виделось, даже 5-6 класс. Малышей 5-6 лет не так уж много.
Но не буду забегать вперед, немного отступлю от шахматной темы и поделюсь тем, какими событиями наполнился у Артура первый день первого турнира. После регистрации у нас было почти 2 часа, которые мы провели очень даже весело. Сперва прогулялись.
Полюбовались осенними пейзажами Комсомольского озера. Поактивничали на спортивной площадке.
Тренажеры Артуру очень понравились.
Не хотел уходить, только волнение, что скоро должен начаться турнир, заставило его покинуть эти аттракционы.
А в самом Дворце детей и молодежи тоже есть на что посмотреть.
Обнаружили там забавную зебру.
А потом успели еще заглянуть на выставку животных.
Много разных домашних питомцев, достаточно большой живой уголок.
Артур с удовольствием наблюдал за животными, но пора было идти на турнир.
Турнир проходил по швейцарской системе: по жребию дети играли первую партию, дальше жеребьевка проходила так, чтобы набравшие одинаковое количество баллов в предыдущих играх сражались между собой. Так более слабые играли с такими же как они. Артуру не повезло с самого начала. По первой жеребьевке соперник оказался значительно старше и сильнее. Сын играл черными - проигрыш.
Хуже оказалось во второй раз. Напутали и записали Артуру 1 балл, а его сопернику - 0. Таким образом, сын оказался среди более сильных по жеребьевке. И снова проигрыш - играл белыми.
На второй день с путаницей разобрались, но все же с жеребьевкой уже ничего сделать не смогли. Артурка, наверное, внутренне стал сильно переживать, он от волнения стал совершать ошибки - недопустимые ходы. Недопустимый ход - это если хватаешь фигуру, а потом ее ставишь и делаешь ход другой, или если ходишь так, что король оказывается под шахом, или если фигуры у тебя начинают ходить не так как положено. В общем, зевки.Третья партия, черные - проигрыш из-за двух недопустимых ходов.
Через неделю мы вновь приезжаем на турнир. Наконец-то жеребьевка прошла как положено. И все же - четвертая партия, белые - проигрыш.
Расстраивался ли сын? Наверное. Правда, вида не подавал. Я старалась его приободрить. Ведь для нас было главное участвовать и играть. О победе мечталось, но все же сейчас не это было самым-самым. После четырех игр часть игроков выбыло из турнира. Я даже не сразу поняла в чем дело. Оказалось, что многие прекращали играть, если никак не удавалось добиться победы. Честно сказать, ни я, ни тем более Артур этого не понимаем. Самое важное в шахматах - это практика, тренировки. И на турнире самый большой опыт, когда волнения, переживания, ожидание, разные незнакомые люди, неизвестные соперники. Это все дает неоценимый опыт. Идти нужно всегда до конца, иначе зачем все это?
После очередного проигрыша снова накатило волнение, снова спешка, как результат, опять проигранная пятая партия из-за недопустимых ходов.
Но обиднее всего сыну оказалось после этой партии. Его соперник вышел и хвастался то ли тренеру, то ли папе, как "мальчик сделал недопустимые ходы". Артур прямо сказал:
- Мне не нравится, как он говорит.
И мне не нравилось. Действительно, выигрывать достойно нужно тоже уметь, не только проигрывать. Успокоила сына тем, что глупо хвастаться не своими заслугами, а чужими ошибками.
В последний день турнира мы обнаружили, что игроков стало еще меньше. Более того, никого, кроме Артура с 0 баллов уже не было. Вывесили списки с различными показателями. Что там в них, я не очень понимала. Определилась только с суммой баллов соперников, с которыми успел поиграть сын. И сумма эта была внушительной, больше, чем у многих набравших 1-2 балла. Ошибки жеребьевки дали о себе знать. С другой стороны, мы успокоили себя тем, что повезло играть с сильными соперниками. Это тоже хороший опыт.
У Артура была мечта, купить в автомате внизу попрыгунчики. Я пообещала, что после турнира купим. Сынок очень волновался: а купим ли? Все время об этом спрашивал, наверное, думал, что если он не выиграет, то я ему не куплю. Поняла я это позже, а сперва отправила на шестую партию. Белые - проигрыш из-за недопустимых ходов.
И первое, что спросил сын в перерыве - про попрыгунчики. Все. Я поняла, что нужно срочно купить ему эти самые мячики, чтобы он ощутил себя счастливым, расслабился и перестал о них думать. Купили не жалея - целых 4 штуки, а еще и значок. В общем, радостный ребенок отправился на последнюю игру. И ВЫИГРАЛ! Играл черными.
Это была ПОБЕДА! Я плакала от счастья, кружила его, а он сиял, как медный пятак! Вприпрыжку мы направлялись домой. Это была самая важная победа.
В шахматном кружке детей, участников турнира, поздравляли. Устроили сладкий стол и вручили грамоты. Теперь этот лист висит у мальчиков в комнате на стене. Еще одно приятное событие.
Тренер Артура хвалил. И за стремление, которое очень важно, за его настойчивость, и за этот последний выигрыш. И мне было тоже очень приятно. А Артур стеснялся. А еще нам посоветовали перейти в еще более старшую группу, потому что там дети серьезнее относятся к занятиям, но тут я пока не рискую, хочется, чтобы Артур имел равных по силе соперников чаще, чем сильных.
Дома для дополнительных занятий у нас уже оформлены подписки на видеоблоги. Первый из которых - Шахматы с Олесей.
Еще заинтересовал влог Максима Куксова за легкие и веселые разъяснения некоторых шахматных хитростей.
Артуру полюбились и разъяснения Александра Зайцева.
Видеоблоги я рекомендую изучать позже, когда ребенок уже четко понимает, как играть, усвоит правила. А еще важно, чтобы быстро схватывал, потому что не всегда успеваешь следить за развитием событий на виртуальных досках.
Шахматы активизировались в доме. Теперь наш папа играет в них в телефоне. Родион тоже любитель посидеть за доской, правда, периодически меняет правила по своему желанию. Эллинка сокрушается, что у нее нет времени ходить на шахматы, и все время переживает, когда кто-то у нее выигрывает. А я полюбила ломать голову над шахматными задачками.
А еще мы с Артуром решили сделать шахматы на холодильник. Нарезали коричневые квадраты из цветной бумаги.
Расчертили доску на холодильнике. Приклеили квадратики на клей-карандаш, пропуская белые поля, и заклеили поле скотчем.
Артур сам нарисовал фигуры на картоне. Обвели первые в нужном количестве, а потом все вырезали.
Их я тоже обклеила скотчем, а сзади прилепили магнитики.
Вот такие фигуры у нас вышли.
И собственно игровое поле целиком.
Теперь здесь можно разыгрывать партии.
Составлять и решать задачи тоже удобно. Артур не отрывается от своей доски.
Вскоре нас ждет еще один турнир на разряд. Может в этот раз все получится? Не будем сейчас об этом думать, лучше просто играть. Начинающему шахматисту главное играть, как можно больше, а все остальное постепенно накладывается, собирается, как ком снега.
Важно, что игра учит мыслить, просчитывать, выжидать, предполагать, видеть на перспективу.... Это важные качества, они пригодятся в жизни любому человеку. И не стоит думать, что 5 лет для шахмат - рано. Правила игры может усвоить и четырехлетка, а при интересной подаче, обязательно будет и результат.
О наших шахматных приключениях расскажу в Детской галерее
Я, наверное, разочарую тех, кто сейчас хочет услышать о глобальных успехах моих детей и, в частности, Артура. У нас пока их нет. Точнее не так, успехи и польза уже безусловно есть, но вот разрядов и званий мы еще не заработали. Не буду дальше томить предисловиями, а расскажу все по порядку. Возможно наш опыт и пример кого-то вдохновит.
Все началось в декабре прошлого года. Вы верите, что под Новый год случаются чудеса? Я верю. И дети верят. И вот такое маленькое чудо приключилось. Прямо на дороге Артур нашел белую пешку. Фигурка привлекла его внимание, сын поднял ее и спросил:
- Мама, а что это?
- Это пешка из шахмат.
- А что это такое?
- Игра, там нужно ходить разными фигурами, бить их, а чтобы победить нужно поставить королю мат.
- Там есть король?
- Да, а еще ферзь, ладья, слон и конь.
- Я хочу играть в шахматы, мама!
Белую пешку Артур забрал домой и бережно хранил. Да что там, она храниться до сих пор. Почему она попалась нам? Знак, судьба, счастливый случай? Но именно с этой пешки все и началось.
Сначала Артур знакомился с шахматами по мультикам.
А дальше у нас лучился Новый год, и Дед Мороз среди прочих подарков принес Артуру шахматы. Счастью ребенка не было предела! Учились играть все вместе. Я вспоминала правила, сверялась с информацией в интернете, и мы пробовали разыгрывать свои первые шахматные партии.
Самые первые игроки - я, Артур и Эллина. Позже подтянулся муж и даже Родион. Но ведущий игрок, конечно, Артур. Его интерес к шахматам рос с каждым днем. Фактически он сам учился играть.
Сейчас нам попалась в руки книга, которую мы с мальчиками с удовольствием читаем. Однако, она все же ориентирована для самых-самых новичков, потом у буду рекомендовать ее на этапе первого знакомства с шахматами.
В нашем случае издание старое. взяли в библиотеке. Есть она и в Лабиринте, правда, в данный момент отсутствует в продаже. У этого же автора есть еще одна сказочная шахматная история, думаю, что должна быть тоже интересной - Шахматы для детей. А еще очень много рекомендаций и положительных отзывов есть на книгу Приключения в шахматном королевстве.
По совету Люды - мамы чемпионки Олеси, я скачала и установила на ноутбуке игру Большое шахматное приключение с Фрицем. Честно сказать, сколько ни искала другие игры, ни одна так не подошла детям, как эта яркая, веселая, легкая игра. Она не похожа на простые игры в шахматы, она скорее напоминает квест, наполненный аркадами и логическими задачами.Но самое важное, что между делом, дети знакомятся с правилами игры в шахматы, учатся разыгрывать партии, находить выход из трудных шахматных ситуаций.
Эта игра стала у нас невероятно популярной на полгода. Сперва играл Артур. Потом к нему присоединился Родион, потом дети-соседи на даче, двоюродная сестричка Кристина. В игру играли все - вместе и по очереди. От компьютера дети перемещались к шахматной доске, а потом и вовсе стали разыгрывать шахматные сражения в реальности, примеряя на себя роли шахматных фигур. Артур заразил всех.
Я в процесс не вмешивалась. Игрок я слабый, хоть и знаю правила, но играла только в детстве. так что решила, просто составлять компанию в игре, когда это необходимо. На первых порах, я даже через раз выигрывала, но чем дальше, тем меньше побед мне удавалось одержать у Артура.
А дальше случилось вот что: в сентябре я записала Артура на шахматы. Он очень ждал этого, горел, хотел посещать занятия. Мечта сбылась. Выбирала шахматную секцию по территориальному признаку. Не думаю, что это верный вариант, конечно, нужно искать тренера. И все же мы пошли именно так, потому что не всегда есть возможность далеко возить, а на этом этапе было не совсем понятно, насколько долго продержится интерес ребенка.
Артур попал в начальную группу, в которой были дети впервые пришедшие заниматься шахматами. Все школьники, больше 1-2 класс. Первый месяц мы отходили в эту группу. Артур сначала был очень рад, но с каждым разом все больше жаловался:
- Никто не умеет играть....
По случаю разок попали на занятия детей второго года обучения. И Артур снова загорелся - тут дети играют! И мы попросили перевестись к деткам постарше. Тут стало все серьезнее, а домой Артур стал приносить шахматные задачи.
Я поняла, что из компьютерной игрушки сын вырос. И хоть он и сейчас с удовольствием поиграет в шахматы с Фрицем, но я стала ощущать некоторый вред от игры. На этапе начального обучения это развивающее приложение очень хорошо, но потом начинает мешать. Дело в том, что там можно переиграть, попытаться сделать ход, если он неправильный, то тебе укажут и вернут фигуру назад. Артур привык часто щелкать мышью не особенно задумываясь. Так что приключения в шахматном королевстве остались для Радика. Артуру же я включаю шахматы он-лайн или шахматные задачи на компьютере. Больше стараемся играть на доске.
У шахматных задач тоже есть и оборотная сторона медали. С одной стороны ребенок учится думать, просчитывать, но с другой - он имеет дело с плоскими фигурами, правом на ошибку и безжизненным листом бумаги.
Реальная игра с соперником сильно отличается. Это все я стала осознавать во время первого турнира, на который мы отправились в конце октября. Для Артура этот день стал событием!
Турнир проходил в Дворце детей и молодежи.
Всего было 4 дня турнира - по выходным. 4 балла из 7 - и ребенок получает IV разряд по шахматам.
Сперва я думала, что для Артура это возможно. Но когда смогла по достоинству оценить соперников, а их было почти 100 человек, поняла, что это вряд ли реально. Среди участников и взрослые дети, как мне виделось, даже 5-6 класс. Малышей 5-6 лет не так уж много.
Но не буду забегать вперед, немного отступлю от шахматной темы и поделюсь тем, какими событиями наполнился у Артура первый день первого турнира. После регистрации у нас было почти 2 часа, которые мы провели очень даже весело. Сперва прогулялись.
Полюбовались осенними пейзажами Комсомольского озера. Поактивничали на спортивной площадке.
Тренажеры Артуру очень понравились.
Не хотел уходить, только волнение, что скоро должен начаться турнир, заставило его покинуть эти аттракционы.
А в самом Дворце детей и молодежи тоже есть на что посмотреть.
Обнаружили там забавную зебру.
А потом успели еще заглянуть на выставку животных.
Много разных домашних питомцев, достаточно большой живой уголок.
Артур с удовольствием наблюдал за животными, но пора было идти на турнир.
Турнир проходил по швейцарской системе: по жребию дети играли первую партию, дальше жеребьевка проходила так, чтобы набравшие одинаковое количество баллов в предыдущих играх сражались между собой. Так более слабые играли с такими же как они. Артуру не повезло с самого начала. По первой жеребьевке соперник оказался значительно старше и сильнее. Сын играл черными - проигрыш.
Хуже оказалось во второй раз. Напутали и записали Артуру 1 балл, а его сопернику - 0. Таким образом, сын оказался среди более сильных по жеребьевке. И снова проигрыш - играл белыми.
На второй день с путаницей разобрались, но все же с жеребьевкой уже ничего сделать не смогли. Артурка, наверное, внутренне стал сильно переживать, он от волнения стал совершать ошибки - недопустимые ходы. Недопустимый ход - это если хватаешь фигуру, а потом ее ставишь и делаешь ход другой, или если ходишь так, что король оказывается под шахом, или если фигуры у тебя начинают ходить не так как положено. В общем, зевки.Третья партия, черные - проигрыш из-за двух недопустимых ходов.
Через неделю мы вновь приезжаем на турнир. Наконец-то жеребьевка прошла как положено. И все же - четвертая партия, белые - проигрыш.
Расстраивался ли сын? Наверное. Правда, вида не подавал. Я старалась его приободрить. Ведь для нас было главное участвовать и играть. О победе мечталось, но все же сейчас не это было самым-самым. После четырех игр часть игроков выбыло из турнира. Я даже не сразу поняла в чем дело. Оказалось, что многие прекращали играть, если никак не удавалось добиться победы. Честно сказать, ни я, ни тем более Артур этого не понимаем. Самое важное в шахматах - это практика, тренировки. И на турнире самый большой опыт, когда волнения, переживания, ожидание, разные незнакомые люди, неизвестные соперники. Это все дает неоценимый опыт. Идти нужно всегда до конца, иначе зачем все это?
После очередного проигрыша снова накатило волнение, снова спешка, как результат, опять проигранная пятая партия из-за недопустимых ходов.
Но обиднее всего сыну оказалось после этой партии. Его соперник вышел и хвастался то ли тренеру, то ли папе, как "мальчик сделал недопустимые ходы". Артур прямо сказал:
- Мне не нравится, как он говорит.
И мне не нравилось. Действительно, выигрывать достойно нужно тоже уметь, не только проигрывать. Успокоила сына тем, что глупо хвастаться не своими заслугами, а чужими ошибками.
В последний день турнира мы обнаружили, что игроков стало еще меньше. Более того, никого, кроме Артура с 0 баллов уже не было. Вывесили списки с различными показателями. Что там в них, я не очень понимала. Определилась только с суммой баллов соперников, с которыми успел поиграть сын. И сумма эта была внушительной, больше, чем у многих набравших 1-2 балла. Ошибки жеребьевки дали о себе знать. С другой стороны, мы успокоили себя тем, что повезло играть с сильными соперниками. Это тоже хороший опыт.
У Артура была мечта, купить в автомате внизу попрыгунчики. Я пообещала, что после турнира купим. Сынок очень волновался: а купим ли? Все время об этом спрашивал, наверное, думал, что если он не выиграет, то я ему не куплю. Поняла я это позже, а сперва отправила на шестую партию. Белые - проигрыш из-за недопустимых ходов.
И первое, что спросил сын в перерыве - про попрыгунчики. Все. Я поняла, что нужно срочно купить ему эти самые мячики, чтобы он ощутил себя счастливым, расслабился и перестал о них думать. Купили не жалея - целых 4 штуки, а еще и значок. В общем, радостный ребенок отправился на последнюю игру. И ВЫИГРАЛ! Играл черными.
Это была ПОБЕДА! Я плакала от счастья, кружила его, а он сиял, как медный пятак! Вприпрыжку мы направлялись домой. Это была самая важная победа.
В шахматном кружке детей, участников турнира, поздравляли. Устроили сладкий стол и вручили грамоты. Теперь этот лист висит у мальчиков в комнате на стене. Еще одно приятное событие.
Тренер Артура хвалил. И за стремление, которое очень важно, за его настойчивость, и за этот последний выигрыш. И мне было тоже очень приятно. А Артур стеснялся. А еще нам посоветовали перейти в еще более старшую группу, потому что там дети серьезнее относятся к занятиям, но тут я пока не рискую, хочется, чтобы Артур имел равных по силе соперников чаще, чем сильных.
Дома для дополнительных занятий у нас уже оформлены подписки на видеоблоги. Первый из которых - Шахматы с Олесей.
Еще заинтересовал влог Максима Куксова за легкие и веселые разъяснения некоторых шахматных хитростей.
Артуру полюбились и разъяснения Александра Зайцева.
Видеоблоги я рекомендую изучать позже, когда ребенок уже четко понимает, как играть, усвоит правила. А еще важно, чтобы быстро схватывал, потому что не всегда успеваешь следить за развитием событий на виртуальных досках.
Шахматы активизировались в доме. Теперь наш папа играет в них в телефоне. Родион тоже любитель посидеть за доской, правда, периодически меняет правила по своему желанию. Эллинка сокрушается, что у нее нет времени ходить на шахматы, и все время переживает, когда кто-то у нее выигрывает. А я полюбила ломать голову над шахматными задачками.
А еще мы с Артуром решили сделать шахматы на холодильник. Нарезали коричневые квадраты из цветной бумаги.
Расчертили доску на холодильнике. Приклеили квадратики на клей-карандаш, пропуская белые поля, и заклеили поле скотчем.
Артур сам нарисовал фигуры на картоне. Обвели первые в нужном количестве, а потом все вырезали.
Их я тоже обклеила скотчем, а сзади прилепили магнитики.
Вот такие фигуры у нас вышли.
И собственно игровое поле целиком.
Теперь здесь можно разыгрывать партии.
Составлять и решать задачи тоже удобно. Артур не отрывается от своей доски.
Вскоре нас ждет еще один турнир на разряд. Может в этот раз все получится? Не будем сейчас об этом думать, лучше просто играть. Начинающему шахматисту главное играть, как можно больше, а все остальное постепенно накладывается, собирается, как ком снега.
Важно, что игра учит мыслить, просчитывать, выжидать, предполагать, видеть на перспективу.... Это важные качества, они пригодятся в жизни любому человеку. И не стоит думать, что 5 лет для шахмат - рано. Правила игры может усвоить и четырехлетка, а при интересной подаче, обязательно будет и результат.
О наших шахматных приключениях расскажу в Детской галерее
Ух ты, как у вас все))) Поздравляю Артура и желаю ему удачи! Я сама шахматы не очень люблю, не моя игра. А муж вот любит, у него какие-то разряды есть) Алиссию пока играть не учили, с фигурами она знакома, но интереса и желания учится нет.
ОтветитьУдалитьЗагляните в этот блог, очень люблю его, там тоже мальчишка - шахматист растет) http://a-katkov.livejournal.com/
Юля, спасибо, шахматы - очень увлекательная игра. Спасибо за ссылку.
УдалитьКруууутоооо!!!!!! Аня, у Вас так замечательно с шахматами все сложилось, а я вот прямо хватаю все про шахматы, пока информацию начитываю, самой хочется научиться играть, время для этого выделять, и все какие-то "но".. Но считаю шахматы крутой игрой! И с самого детства нужно детей обязательно заинтересовать, меня в детстве только шашками увлекли, шахматами не получилось категорически, а жаль(
ОтветитьУдалитьИрина, спасибо, здесь нужно просто начать играть и все, а остальное приложится).
УдалитьАнечка, как замечательно! Поздравляю вас с Артуром. Хоть проигрыши и обидное дело, но когда у ребенка есть такое большое желание заниматься, и такая поддержка в лице всей семьи, все обязательно сложится. Удачи вам!
ОтветитьУдалитьАня, спасибо, я верю, что у него все получится).
УдалитьАня, здравствуйте! Очень полезный пост, спасибо) столько информации о том, как организовать обучение деток игре в шахматы.
ОтветитьУдалитьАртуру желаю новых ярких побед на радость всей семье!)
Ольга Анатольевна, спасибо, надеюсь, что информация кому-нибудь пригодится. Скажу честно, что и сама не знала, с чего начать, благодаря Люде только разобралась).
Удалитьздорово написано!
ОтветитьУдалитьочень понравилась шахматная доска на холодильнике! отличная идея! удачи Артуру в турнирах!
Спасибо, Татьяна, шахматная доска у нас теперь в постоянном пользовании у обоих мальчиков, то один, то другой у холодильника вертятся).
УдалитьВсё у вас получится!) Очень радостно за Артура и за папу с шахматами в телефоне и за доску на холодильнике) Молодцы! У меня с шахматами не очень, потому что я не могу надолго сосредоточиться на игре) Но это моя головная боль: дети постоянно меня заставляют быть в форме- то пятилетки увлекутся в группе детского сада, то первоклассники)))
ОтветитьУдалитьОксана, спасибо, так радостно, что дети увлекаются этой игрой!
УдалитьАня, я поздравляю Артура! Молодчина!
ОтветитьУдалитьВот, что значит, не пасовать перед первой же неудачей.
Сколько в тебе мамской мудрости, Аня!
Я в твоем посте усмотрела несколько линий, но самой важной мне показалась - именно воля к победе. Это путь к жизненному успеху.
Чудесные шахматы на холодильнике получились. И как славно, что шахматы так вписались в семейный досуг! Столько советов великолепных дано. Бери - и делай! Супер!
Оля, спасибо, очень хотелось дать какую-то полезную информацию. Сама терялась - с чего начинать).
УдалитьКакие вы молодцы! Артуру - поздравления и удачи в дальнейшем! Аня, солидарна с Ольгой - столько в тебе мудрости, честно - я у тебя учусь. Ваши шахматные приключения на одном дыхании прочла.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Женя, я стараюсь, хоть и не всегда получается)))
УдалитьКакой же Артур молодец, что сумел постичь эту нелегкую науку!Проигрыши - это не беда. Важно правильно реагировать на них, делать нужные выводы. А Артуру - удачи!
ОтветитьУдалитьНелли, спасибо, да, выводы, сейчас на них и стараемся делать акцент).
УдалитьКак здорово, что вы сами учились, тренировались, и малыш победил! Спасибо за подборку мультиков и книг!
ОтветитьУдалитьМария, спасибо, Артур очень старался.
УдалитьЧитала про Артура и волновалась, как за своего ребенка! Какие вы молодцы, что не ушли с турнира!!! Какой Артур молодец, что закончил его таким блистательным аккордом! Какая мама молодец, что вовремя разглядела в сыне увлечение и талант и сделала все, чтобы развить его! Уверена, что Артур с такой целеустремленностью и поддержкой родных обязательно добьется много успехов - и даже не в шахматах, а вообще - в жизни! Удачи ему во всем!!!
ОтветитьУдалитьТатьяна, спасибо, мы все очень старались). Самое удивительное, что у нас мысли не было уйти с турнира, а оказалось, что это скорее исключение, чем правило.
УдалитьБольшой-пребольшой привет новоиспеченной семье шахматистов от коллег! Анечка, очень рада, что шахматы покорили всю вашу семью. Достойное занятие.
ОтветитьУдалитьАртур-молодчина! Настоящий боец! Молодцы, что не бросили турнир из-за поражений. На ошибках ведь и идет настоящая учеба. А побед еще будет очень много.
Доска ваша самодельная на холодильнике - просто восхитительна.
У меня есть несколько знакомых мальчиков, у которых шахматы везде, даже в туалете :) Это мальчишки - им нужно играть, играть, играть. И это здорово!
P.S. Аня, когда Олеся только начала играть в шахматы, она довольно-таки спокойно реагировала на проигрыши. Но прошло 2 года и начались такие сильные эмоции, что надо было их на видео снимать. Причем, и победы - бурная радость, и проигрыш - море нескончаемых слез. Удалось победить эмоции только в прошлом году (благодаря тренеру) - сейчас дочка гораздо спокойнее.
Спасибо, Люда, честно, была очень удивлена, что многие практикуют досрочное завершение турнира. Я про это даже помыслить не могла, а тем более Артур. Ведь каждая партия - бесценный опыт. Может у нас потому так много деток старшего возраста безразрядников? Ну, я просто не понимаю этого. Понятно, что проигрыши расстраивают, что после четвертого уже ясно, что разряд не светит, но ведь это опыт, игра, а как же стремление к победе? Как же не попытаться выиграть хоть одну партию? Для меня - это за гранью. А Олеся сейчас как раз в том возрасте и звании, когда поражения очень задевают. Она привыкла быть впереди, она уже сделала это, а очередное поражение воспринимается как пощечина). Думаю, что это пройдет. Проигранные партии были и у великих гроссмейстеров. Проигрыши и ошибки - это развитие, ведь если один выигрыши, то и развиваться уже некуда).
УдалитьСейчас идет матч за звание чемпиона мира между Карлсеном и Карякиным. Пока прошло 4 партии - все ничьи. Но в последних двух Карякин выходил на ничьи из проигранных позиций. Даже чемпионы ошибаются и сражаются до конца.
УдалитьУдачи вам в шахматах и во всем!
Аня, проигрыш нельзя воспринимать, как пощечину. Один проигрыш бывает ценнее 10 выигрышей, ведь противник нашел твою слабую точку. Ее нужно просто исправить.
УдалитьПравильно, Люда, нельзя, но тут и взрослых иногда заносит (я не только про шахматы), что уж говорить о детях, особенно в таком юном возрасте, когда только-только формируется реальная самооценка). Нужно их учить, и это пройдет).
Удалитьинтересный опыт с турниром. Молодцы, что не бросили, а все таки довели дело до конца! для многих родителей и детей действительно нужна победа и не важно какая, главное победа(
ОтветитьУдалитьАлиса Сергеевна, спасибо, меня вот удивляет: неужели не понимают, что победы возможны только с опытом, с работой над ошибками.... Странно.
Удалить