четверг, 25 июня 2015 г.

Увлекательное путешествие в мир муравьев

Изучить муравьев мы решали тогда, когда обнаружили под камнем муравейник. И для начала решили провести опыт с колокольчиком, который должен изменить свой цвет, если положить его в муравейник. Насекомые должны опрыскать его кислотой, и он из синего станет красным.

Однако наш опыт провалился. Муравьи наши либо обладают слишком слабой кислотой, чтобы она поменяла цвет колокольчика, либо просто не посчитали колокольчик достойным этой самой кислоты. На следующий день (а мы оставили колокольчик надолго, не заметив изменений в первые минут 10) мы обнаружили вот такую картину.
Но зато мы понаблюдали за муравьиным потомством и за тем, как его спасали муравьи.
Большинство людей называют вот это все яйцами муравьев.
Однако это не яйца. Сколько мы не рассматривали эту кучу, но ни одного яйца не обнаружили. Большинство здесь - личинки муравьев - вторая стадия развития после яйца.
Вот муравей тянет личинку.
Но есть и куколки - третья стадия. Их меньше, и сразу их трудно вычислить. Но вот на этом фото в центре как раз куколка.
А этот мураш, очень похоже, что тащит именно куколку.
После наблюдений мы решили изучить муравьев с помощью игр и творчества.
Ну, решила я, а дети еще не знали. Я им предложила разобраться - кто придет к нам в "гости". На земле были разложены карточки с насекомыми. Я задавала простые вопросы:
- Кто рождается из гусеницы?
- Кто хорошо прыгает?
- Кто делает мед? и прочие.
А дети по очереди отвечали и брали соответствующую картинку. И так до тех пор, пока не остался один муравей.
И вот я предложила проверить, правильно ли мы муравья вычислили. Для этого я нарисовала пазл.
 Дети собрали его все вместе. Такие все серьезно-сосредоточенные....
 Подтвердили муравья))). А за одно поговорили о его строении.
Следующее задание расположить в правильном порядке стадии развития муравья. Куколка у меня, правда, сомнительная получилась...
 Задание выполнял Артур. А с малышами мы просто проговорили все стадии. За одно выяснили, что после превращения куколки в муравья эти насекомые уже не растут.
А еще мы узнали, что муравьи бывают разных цветов: красные, рыжие, желтые, зеленые, черные, иссине-черные и прочие.... И я предложила детям пофантазировать и сделать различных муравьев, а потом придумать им названия. Из овалов разных цветов дети собирали своих мурашей....
А затем пририсовывали им усики и ножки.
Родиону было очень весело клеить, а вот рисовать он уже ничего не захотел))).
Кристина своего муравья быстренько унесла маме, а старшие детки полностью завершили работу. Вот Артуркины муравьи.
Чуть позже Эля продолжила работу по созданию фантастических насекомых. И все это вылилось в целую книгу.
 Каждый муравей не только имеет свое название. Про них написаны небольшие рассказы, в которых дочка придумала образ жизни того или иного муравья.
Также текст сопровождается некоторыми зарисовками.


Но книгу эллинка делала попозже, а пока, мы занялись изучением муравейника. Наша схема общая, не совсем точная, но вполне дает представление о жизни муравьев. Муравейник - огромный город, а котором могут проживать до 1,5 миллионов насекомых. 
Вот такой дом я предложила изучить деткам.
 А к нему прилагается схема, по которой нужно определить, где что находится.
 И картинки, которые нужно правильно разместить по комнатам, сверяясь со схемой.
 У муравьев есть три царские покои, где проживает царица, которая откладывает до 1,5 тысяч яиц в день. За ней ухаживают муравьи-слуги. Есть три детские - для яиц, личинок, куколок, в которых работают няньки. Есть зимняя спальня для муравьев. имеются спальни летние. Есть мясная кладовая, куда работники-охотники тащат гусениц, мух, пауков и прочее "мясное" питание. Есть и "хлебная" кладовая, куда приносятся зерна-семена.... Также муравьи занимаются фермерством: разводят древесные грибы. И муравьи-пастухи разводят скот - тлю, которую также содержат в отдельной комнатке, а потом выгоняют на "пастбища". Мураши доят тлю, запасая вкусную падь - сок тли, она составляет 60% рациона муравьев. Также в муравейнике имеется "солярий", куда по весне выползают греться муравьи. Все входы-выходы охраняются муравьями-солдатами. Вот такие удивительные насекомые! Пока дети сверяясь со схемой находят комнаты, я рассказываю про все эти особенности жизни муравьев.
А это уже готовая картинка, которую составили детки.
Раз затронули тему профессий маленьких существ, то поиграем мы в игру. На земле я разложила различные предметы, характеризующие виды работ в муравейнике. Солдатская шапка - муравей-солдат, лопата - рабочий-землекоп, молоток - рабочий-строитель, кукла - муравей-нянька, тарелка-ложка - муравей-слуга, ведро - муравей-добытчик, грабли - фермер, кнут - пастух, веник - уборщик. Дети бегали вокруг предметов, я говорила "стоп". Каждый брал тот предмет, у которого он остановился, и начинал совершать определенные действия - копать, махать кнутом, качать куклу и прочее.... И так несколько раз, пока все предметы не побывали в деле.





Очень веселая и эмоциональная игра: тут и смеялись, и выражали недовольство своей "профессией", и радовались))).
- А давайте найдем "муравьиные яйца"!
Приношу ящик с песком. А роли яиц крупная фасоль. Дети активно выбрали ее всю.
Пришла пора построить муравейник. Муравьи строят его из всего, что попадется, в основном веточки, иголки, песчинки, перышки, пух, листики, но могут прихватить и что-то иное, если посчитают достойным). И теперь дети превращаются в муравьев-строителей и тащат в свой муравейник все подряд. 
 Это "все подряд" образует внушительную кучу.
 А тут "муравьи" пытаются влезть в свой домик))).
Все муравьи потрясающие аккуратисты. У них есть даже специальная комната для мусора. И вот дети-муравьи становятся уборщиками своего "муравейника". Всн игрушки, разбросанные по участку отправляются на свои места.

После уборки, пойдем на охоту. Я разбрасываю по полянке "гусениц" - ершистую проволоку. И дети начинают собирать - кто больше. 
 Пересчитываем и определяем победителя.
- А вы знаете, что разные виды муравьев, а их около 13 тысяч, бывают как совсем маленькими, так и достаточно крупными? Самые мелкие - всего 1 мм, а самые большие - 4 см. 
Эллинка нарисовала карточки с мурашами от 5 мм до 4 см. 
Задание для самых маленьких - разложить по размеру. Средние детишки наблюдают и авторитетно подсказывают в случае больших затруднений. Они сидят такие умные, знающие))). 
 Мурашки у Эли толстоваты, но все равно хороши).
- А вы знаете, что муравьи сами практически не едят? Они питаются тем, чем угощают их другие. Процесс питания очень интересный. В брюшке у муравья есть зоб, который является накопителем пищи. Если кто-то находит еду, он ее проглатывает и несет в зобике всем остальным, отрыгивая ее, кормит товарищей. Вот так муравьи делятся между собой, угощают друг друга. 
Мы тоже начинаем готовить угощения. Наши блюда воображаемые. Дети придумывают. чем хотят накормить соседа. Потом готовят это блюдо, совершая действия руками, передают воображаемое угощение. А товарищ изображает, как он это ест, а потом сам начинает готовить свое блюдо для следующего. Сколько радости от получения угощения!


Сколько счастья в этом "подарке"!
Сколько увлеченности в приготовлении блюд!

И смех, наблюдения за потреблением угощения).
Игра очень понравилась, мы сделали три круга и все никак не могли остановиться.
Но вот мы уже делаем дорожки. Все знают, что муравьи ходят только своими проторенными тропами. Они оставляют запах, который улавливают другие муравьи, и идут все время одними и теми же дорожками. Такие дороги мы и стали строить из спилов и палочек.

 А потом "топали" по ним пальчиками.
И снова творческое задание. Построим муравейник из сена. Дети наносили клей на лист бумаги, а потом насыпали солому. Хоть и кажется, что задача простая, но солома плохо клеилась, так что пальчики потрудились у всех.
 А рядом делали из пластилина муравьев.
Вот что получилось у Родиона.
 Творчество Артура.
 Эллинкин муравейник.
- Ой, мы совсем забыли, чем же славятся муравьи?
- Силой!
- Они поднимают грузы во много раз тяжелее себя!
И мы решили попробовать поднять такой груз.
 Конечно, ничего не получилось, но мы не расстроились, а решили просто потаскать небольшие грузы-камушки у себя на спине.
 Задача - не потерять камень. Ну, и быстрее всех приползти обратно. Эллинка камень потеряла. И пока она ползла один раз, детишки успели сползать два раза.
 Муравьев окружают как вредные и опасные вещи-существа, так и полезные. Мы играли в игру вредное-полезное. Дети брали по очереди картинки и определяли - вредно это мурашам или наоборот. Вот паук - еда, кузнечик, муха - тоже. А медведь может питаться муравьями - он опасен, как и некоторые птицы - соловей, дятел. Кабан рушит муравейники, а божья коровка поедает "домашний скот".
 Но не все птички опасны. Некоторые. наоборот, прилетают за помощью на муравейник. Они садятся сверху, расправляют крылышки, а муращи вычищают у них перышки от всяких насекомых-вредителей. Детки по очереди становились птичками, а остальные были муравьями и чистили "перышки" - поглаживали друг друга.
 Очень приятная контактная игра, хотя, не очень была для Эллинки - она страшно боится щекотки))).
 Последнее творческое занятие. Делаем муравьев. Для начала раскрасили части контейнеров от яиц.
 Когда все высохло, мы проделали дырочки и вставили синельную проволоку в виде ножек и усиков. Вот такие мурашки у нас получились).
 Как итог всего проекта, я собрала все работы вот в такой плакат, который теперь висит у Артура над кроватью.
Мир насекомых - удивительный. Изучая муравьев даже я сделала для себя много открытий. 
Отправляемся с нашими играми в Детскую галерею
http://yellowchickens.blogspot.ru/2015/06/9.html
http://www.tavika.ru/2015/06/summer.html
А еще отправляемся в Галерею Мир детских игр
http://v-vs.blogspot.ru/2015/10/blog-post_19.html

46 комментариев:

  1. Анна, Вы, как обычно, прям в тему: собираюсь знакомым подарить муравьиную ферму. Сама в детстве очень любила наблюдать за этими неутомимыми тружениками )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ника, муравьиная ферма - наверняка, интересно). Расскажите подробнее о ней.

      Удалить
  2. Муравьи... Помню, как прочитала в детстве книгу Медведева "Баранкин, будь человеком!". Бедные мальчики перевоплотились в муравьев )))... Анна, помните? и узнали по чем фунт лиха... Тогда подобные книги на уроках вслух читали, чтобы узнать о жизни насекомых ... А теперь вот такие наглядные занятия. Молодец Вы, Анна, деткам учение-развлечение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, да, "Баранкина" мы с Артуром уже читали, я сама ее помнила весьма поверхностно. Вообще люблю перечитывать детские книги). Спасибо, Ирина Витальевна.

      Удалить
  3. Анна, я не устаю восхищаться Вашим талантом так все умело организовать, подготовить, провести и проанализировать. При всем при этом, учить ребят наблюдать, думать и анализировать. Как же повезет педагогам с Вашими детками. Спасибо огромное, каждая Ваша заметка - настоящее учебное пособие

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна, мне очень приятно. Я не знаю, будут ли довольны наши педагоги, но мне так хочется верить, что такие умения, знания пригодятся моим детям в жизни.

      Удалить
  4. Грандиозная работа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Восхищаюсь!

    ОтветитьУдалить
  5. Вот это занятие так занятие! Ужасно понравилось. А игры ваши - просто отпад! Надо будет и себе запомнить.
    Спасибо огромное за участие в "Катиной коллекции летних игр и занятий"!

    ОтветитьУдалить
  6. Точно - отпад! Аня, вообще супер! Я тут готовила занятие про муравьев - макет даже сделала - пришел один ребенок которому до муравьев вообще дела не было... Даже я не смогла заинтересовать...Возможно, я не использовал таких классных игр как у тебя.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена, буду очень рада, если тебе пригодятся наши игры!

      Удалить
  7. Молодцы! Очень плодотворно поработали!Столько много идей! Признаюсь честно, про то кто что делает и как живет узнала впервые,спасибо!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна, я тоже многое узнала впервые, наверное, потому что мы часто не задумываемся, что что-то не знаем о каких-то простых вещах)))

      Удалить
  8. Аня, просто копилка интереснейшего материала! Про муравьев читала, готовясь к своему занятию, удивительные создания. А у тебя столько игр о них! Обязательно воспользуюсь твоим опытом, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лена, буду очень рада, если тебе что-то пригодится!

      Удалить
  9. Аня, присоединяясь к восторженным отзывам! Очень понравились игры, особенно подвижные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лена, я очень люблю подвижные игры, жаль, что с дочкой я их недооценивала...

      Удалить
  10. Анна, потрясающий опыт исследовательской работы! Очень понравилось! Представляю, как ребятам было интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна, детям действительно было интересно, даже соседский мальчик с удовольствием подключился)

      Удалить
  11. какая вы умничка и как только вы успеваете все подготовить

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо, Оксана, на самом деле стараюсь минимизировать временные затраты, но в данном случае пришлось плакат рисовать))).

      Удалить
  12. Занятие, как всегда, очень насыщенное и интересное! У нас этого добра (муравьев) в избытке! Зазеваешься при прополке палисадника или грядок, искусают так, что мало не покажется. Но зато изучать их удобно, мы и личинок, и куколок, и белых муравьев видели. А вот насчет яиц надо будет понаблюдать внимательнее. И видов их у нас много живет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Молодцы вы, Юля! А у нас может и не один вид, но мы лишь один вычислили))).

      Удалить
  13. Аня, это да, я тоже считала все личинки яйцами...У нас муравейников куча на участке, тли понаразводили уйму... Травлю и их, и тлю, что поделать...Про соловьев не знала, надо срочно разводить. И божьих коровок заодно)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, ну, муравьи не только тлю разводят, они еще уничтожают всяких вредных насекомых, например, гусениц. Так что все в нашем мире сбалансировано))).

      Удалить
    2. Ой, Ань, у нас по-видимому баланс нарушен как-раз то...Полола вчера клумбу - 3! муравейника(((

      Удалить
    3. У нас под камнями вокруг клумб тоже куча муравейников))).

      Удалить
  14. Аня, твои дети, наверное. потом очень крепко спят.) Попробуй-ка машину поподнимай!

    ОтветитьУдалить
  15. Аня, у вас как всегда: душевная компания, веселое время, познавательные развлекушки! !!! Класс!!!

    ОтветитьУдалить
  16. Аня, какое увлекательное приключение для малышей Вы создали. Моя дочка тоже в последнее время проявляет активный интерес к муравьям. Но такого грандиозного погружения в мир муравьев мы еще не совершали)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, спасибо, буду рада, если наши игры вам пригодятся!

      Удалить
  17. Классное занятие! Очень понравились все Ваши игры! У Элинны замечательная книга получилась! Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Эллинка очень увлеклась созданием муравьев, хотела вообще разных насекомых делать, но пока только на муравьиной книге остановилась))).

      Удалить
  18. Вот это занятие! Целое развлечение! Очень интересно и познавательно.

    ОтветитьУдалить
  19. Как-то сразу захотелось стать муравьем! И в вашей компании и по-натоящему. Так повеселиться, между делом изучая много полезного и интересного про окружающий мир, каждый был бы рад. Да и себе сделаться муравьем - не помешало бы: так разумно и практично устроен их жизненный уклад, что может послужить примером организации большого домашнего хозяйства. Замечательно все задумано, подготовлено, осуществлено и описано. Разместила ссылку на моей страничке в Гугль+. И сейчас попробую к вам в Друзья там записаться. Удачи вам, Анна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Яна, в самом деле многим людям полезно поучиться у муравьев, очень интересные насекомые. Буду рада дружбе с Вами.

      Удалить
  20. Вот это занятие! Аня, я в восторге! Поставила репост ВК.

    ОтветитьУдалить
  21. Сколько же всего удивительного, оказывается, в жизни муравьев! Мы тоже часто за ними наблюдаем. Раньше доча боялась всего ползающего, а теперь уже различает насекомых и рассматривает! Очень понравились ваши мураши из контейнеров!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Маша, попробуйте поиграть, дети в этом возрасте очень увлекаются насекомыми.

      Удалить
  22. Я в восторге! Сколько можно придумать занятий из ничего как будто бы ))))) И главное, что детям так нравится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Полина, детям нравиться все, главное, чтобы взрослый был увлечен)))

      Удалить

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...