вторник, 23 июня 2015 г.

Правила русского языка в домиках

Лето пора каникул, но мы с дочкой по новой изучаем программу пятого класса, закрепляя изученный или малоизученный материал). Да и малышам пора закрепить, а то и усвоить первые правила. Первая игра, которую я предложила была рассчитана только для дочки - склонения имен существительных. Я запаслась карточками с картинками (благо у меня их уже очень много, но можно делать новые, просто рисуя, вырезая из журналов или использовать написанные на листочках слова). А еще мне понадобилось три домика. Сначала я думала построить их из конструктора или кубиков, нарисовать или использовать коробки. Но мне попались стенки от старого домика для кукол, они прекрасно сыграли роль домов. Итак, нам понадобилось три дома - по количеству склонений. На каждом я сделала соответствующие обозначения - 1, 2, 3 склонение.
Все просто: дочка брала картинки и находила для них домик, исходя из названия того, что нарисовано. Игра понравилась. Конечно, это самые азы склонений, когда слова используются в именительном падеже, но можно игру и усложнить, предлагая селить слова на карточках в других падежах.
 Самое главное, что ребенок, а в 10-11 лет - это все еще ребенок(!!!), который совсем не прочь поиграть, закрепляет правило в такой простой и доступной форме.
Интересно было потом делать выводы, исходя из получившегося деления картинок по домам. Например, Эллина отметила, что третий дом меньше всего заселен. Чтобы моркови, рыси и ели было не так скучно, дочка придумала еще 15 слов - подходящих квартирантов в третий дом.
 Еще Эля отметила, что в первом склонении оказались только карточки женского рода, хотя по правилу там могут жить и "мужчины". Стали думать и гадать, оказалось, что существительных мужского рода, оканчивающихся на -а, -я, не так уж много, причем чаще это имена собственные. Во время игры были выявлены так же и несклоняемые существительные, о которых, как оказалось, дочка уже благополучно забыла.
Вот такая простая игра для школьников. Но и малышам полезна тоже освоить некоторые правила русского языка. Например, научиться делить существительные по родам. Для этого обозначения на домиках меняем на Женский, Мужской и Средний род. В игре на этот раз участвовали Артур и Кристина. У Артура нет проблемы с делением на женский и мужской. Со средним сложнее, он иногда пытается туда разместить хоть что-то и начинает пихать слова из женского и мужского рода. Кристина же часто вообще путает принадлежность, говорит "я пошел" и прочее, что касается и себя и других предметов-существ. Родиошку игра заинтересовала мало, он только в начале поучаствовал, но вскоре сбежал.
Дети решили расселять картинки позади домиков.
Часто спорили, решая, какого рода тот или иной предмет). Заметила, что Кристина практически не делает ошибок, но она расселяла меньше жильцов, потому пока не могу точно сказать о ее полном понимании. И все равно порадовалась таким результатам.
Для следующей игры количество домиков сократилось - оставили всего два. На одном метка - 1 (единственное число), а втором - МНОГО (множественное число). С этим проблем не должно было возникнуть).
Мы решили разделить - Артур собирал множественное число, Кристина - единственное число. Сначала я показывала карточку, а дети кричали: "МОЁ!". Как они любят кричать))))!
А потом я разложила карточки на полу и малыши выбирали свои.

Пришли Эля и Родион. И мы сложили все карточки в стопку, картинкой вниз. У нас карточек много - по разным темам.
 И теперь дети по очереди брали карточку. Оставляли у себя только те карточки, которые съедобные. В итоге, считали - кто победил. Так можно играть в живое-неживое или много-один. А можно в угадайку. То есть прежде чем перевернуть картинку, предположить - съедобное или нет (живое-неживое, много-один). Если угадал - оставил себе, не угадал - откладываем в сторону.
С такими карточками можно придумывать много игр, используя и картинки, и слова. Тут можно отрабатывать классификацию, искать лишнее. составлять логические ряды, играть в домино, что пропало, изучать счет и буквы....
Отправляемся с нашими играми в Детскую галерею
http://yellowchickens.blogspot.ru/2015/06/9.html

26 комментариев:

  1. Здравствуйте, Анна! Очень интересная игра, мне (как филологу) понравилась. Возьму себе на заметку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна, мне очень приятно, что наша игра вас заинтересовала.

      Удалить
  2. Анна, мне всегда нравится, что ваши игры с детьми начинаются с малого, а потом становятся интересным (и главное познавательным) занятием для всей семьи. Здорово, что к "игре" могут подключаться детки разного возраста и выполнять задачи, посильные для данного этапа развития. И спасибо, что делитесь своим опытом. Не у всех такое потрясающее воображение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ника, большое спасибо за теплые слова). На самом деле, я могу лениться и не начинать никакой игры, но если что-то придумалось, то оно очень часто разворачивается в серию игр))). А дети разновозрастные - это и трудно, и интересно, и полезно. Я очень радуюсь, когда получается привлечь-увлечь всех сразу или почти всех.

      Удалить
  3. Как много игр, спасибо! "Домики, мой, мое, моя, мои" Любимая игра моих дошколят)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна! Мы с Артуром раньше тоже так играли - мой, моя, мое... А теперь решила усложнить задачу и это "мое" нужно додумывать).

      Удалить
  4. Отличная идея! Взяла на заметку, спасибо. )

    ОтветитьУдалить
  5. Забавно и интересно! Нам пока рано, но может когда-нибудь пригодится ))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, спасибо, буду рада, если когда-нибудь вспомнится и пригодится).

      Удалить
  6. Анна, многие родители считают, что каникулы - это полный отдых от всего. Как им доказать и убедить, что они глубоко ошибаются. Ведь после лета детки приходят в школу, падение навыков ощущается очень заметно.
    Только так, в игровой форме летом в семье, с друзьями-подружками можно не забыть учебный материал. Спасибо за Ваши статьи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна, я отношусь к другой категории родителей, которые считают, что отдыхать вредно))). Это, конечно, шутка, но как известно, в каждой шутке есть доля правды. Для меня лето - время, когда моя дочка, наравне с малышами, рядом со мною, и я могу (успеваю) с ней полноценно позаниматься, повторить, углубить... Летом у детей намного больше времени, чем в течение учебного года, они прекрасно успевают не только отдыхать, заниматься любимыми делами, но и достаточно много читать и даже учиться). А еще дети действительно могут очень сильно отвыкнуть заниматься. подзабыть даже то, что знали на отлично, поэтому все же стоит давать им какие-нибудь задания, и хорошо, если они могут быть в игре.

      Удалить
  7. Анна, замечательные игры! Правила правилами, а в игре лучше запоминается. К тому же многие дети правила знают, а как доходит дело до практики, то все из головы улетучивается или просто не умеют их применять (не видят, какое правило подходит). С помощью Ваших игр учебный материал будет прочно усвоен. Обязательно воспользуюсь Вашими идеями. Надо срочно пополнить запас карточек:))) Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила. да, именно так: часто я вижу, что правило знает, а применить быстро и легко не в состоянии. Такие игры могут очень даже помочь в закреплении материала. Буду рада, если моя идея пригодиться, уверена, что вы еще и расширите возможности "домиков".

      Удалить
  8. Аня, какая у чудо-мама! Проблема применения правил... Когда мы проверяем готовность к школе, то один из показателей - развитие логического мышления - оно как раз показывает способность действовать аналогичным образом, как с правилами и происходит.. Можно дополнить занятия еще играми на развитие словесно-логического мышления - поискать только придется для школьников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена, логическое мышление очень важно, у меня есть идейка игр с падежами, как раз будет и словесно-логическое, наверное))).

      Удалить
  9. Как вы оригинально придумали с домиками и дружно всей семьей поиграли-позанимались!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Юля, сейчас бывает очень трудно дочку вовлечь в какие-то совместные игры, но я стараюсь).

      Удалить
  10. Аня, ты прирожденный педагог! Быстро в школу работать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, но в школу меня точно не возьмут)))

      Удалить
  11. Отличные окошки получились- очень стимулирующие поиграть!) Жаль, что в пятом классе уже точно с детьми в школе никто не играет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана, знаешь, у нас есть курсы белорусского языка для взрослых, так там занятия проходят в игре! И люди очень быстро и с удовольствием начинают говорить на белорусском. Я уверена, что взрослые слишком серьезные, и не видят реальных возможностей, которые открывает перед нами мир игр. Печально, что и детей в школе часто стремятся записать во взрослых раньше времени. Эх, всем взрослым нужно перечитывать Маленького принца).

      Удалить
  12. Аня, спасибо! Игры с карточками - беспроигрышный вариант))) Со склонениями очень интересно получилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля, да, я с карточками очень люблю игры, главное, что вариантов может быть огромное количество.

      Удалить
  13. Какая хорошая методика! И полезно и весело! У нас доча тоже пока рода путает: говорит "Я сам!", "Саша (мальчик) моя!" и т.д..... )))))) Но окончания падежные стала правильно ставить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Маша! У Родиона наоборот - окончания путает, а род нет))).

      Удалить

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...