Детские страхи - они иногда нам кажутся смешными и беспочвенными, нам хочется показать ребенку, что бояться нечего, объяснить, успокоить, но страх - это очень сильная эмоция, доводы разума редко срабатывают. Вспомните, когда вы чего-то боитесь, всегда ли готовы на раз-два расстаться со своим страхом, если вам сказали: "Ну, что ты! Ведь это ерунда! Так не бывает!" Или стали долго и нудно объяснять причины и следствия, выводить расчеты вероятностей, рисков и прочее. Вы, взрослый человек, просто взяли и согласились? И по щелчку пальцев перестали бояться? Так не бывает. И даже, если ваши страхи вам кажутся совершенно объективными, а детские из области фантастики, то это не значит, что фантастические страхи вот так просто уйдут, помахав ручкой ребенку. если вы ему скажете, что бояться этого нет смысла. Иногда мне кажется, что страх - эмоция, которая завладевает всем телом, она отключает разум, не позволяя человеку спокойно жить дальше. И если в арсенале разумного взрослого, с опытным грузом и чемоданом знаний, имеются тысяча и один способ борьбы с собственными страхами (хотя и они не всегда помогают), то у маленького ребенка этого опыта и знаний нет. Ребенок просто боится и по велению своего инстинкта самосохранения бежит ко взрослому, который должен (обязательно!!!) спасти его от всех бед. Иногда мы действительно оцениваем страх, как реальный и принимаем соответствующие действия, но, к счастью, это требуется не так часто. Но обычно мы страх ребенка воспринимаем, как фантазию, и пытаемся лечить его не действиями, а разговорами. Но подсознанию нужны действия! Я помню, в какие истерики впадала моя Эля, доказывая, что у нее под кроватью живет злобный паук, который невесть что хочет с малышкой сделать. Увещевания, типа, там никого нет, паук ничего не сделает - он безопасен для людей, - конечно, не помогали. Тогда я просто решила спасти ребенка от грозного паука и принесла пылесос. И мы ночью(!!!) прогоняли с шумом это чудовище. Операцию повторили и на следующую ночь. И вот, с тех пор паук нас больше не беспокоил))). Не могу сказать, что Эллинка полюбила это существо, но сейчас она не шарахается в ужасе, скорее понаблюдает за ним со стороны с любопытством.
И вот на днях паукобоязнь добралась и до Артура.
Нет, Артур не боится всех подряд пауков, он боится только одного - страшного и ужасного тарантула! Вот никогда бы не подумала, что ребенок там, где тарантулы не водятся, будет их боятся, но, что есть, то есть. Артур видел тарантула в зоопарке, на выставках, в цирке.... И никогда не шарахался от террариумов. Но вот решив в один день, что он может встретить тарантула на улице, стал его бояться. И вот случилась ситуация. Один обыкновенный паук на даче во дворе сплел себе паутину. Паук большой, чего уж говорить, такой, как мы недавно словили дома, но все равно - не тарантул). И все бы ничего, но соседский мальчик Антон, показал товарищам паука, авторитетно, заявив, что это тарантул!
У Артура истерика, он прибежал к нам - спасаться. Трясло парня ни на шутку. И хоть тот же Антон вроде бы раздавили этого "тарантула", но страх прочно захватил Артурку(. Что делать? "Виновника" ужаса уже уничтожили, а стах остался. Мы, как здравомыслящие взрослые, стали успокаивать малыша, привлекая всевозможные доводы от банального "паука уже нет" до разумного "у нас тарантулы не водятся". Ребенок-то, под крылом мамы с папой, уже перестал биться в истерике, но все равно страх его не отпускает. И я предложила Артуру нарисовать этого страшного паука. Он с удовольствием согласился! Но все же с опаской взялся за фломастеры....
И вот нарисовал туловище "тарантула". Вот такой большой паук!
- А голова у него есть?
- Да, но она на теле прямо.
- Сколько лап у паука?
- Восемь...
Рисуем все лапы.
Ребенка начинает отпускать, он рассуждает, рисует уже более спокойно.
- Он черно-желтый! Полосатый! Вот: как пчелка!
В глазах озорные огоньки.
Пока раскрашивает своего "тарантула" разговариваем.
- Артур, но ведь тарантулы живут только в жарких странах, откуда он у нас?
- А он приполз!
- Через океан?
- А он плавать умеет!
- Вряд ли, да и не доплыл бы он - далеко.
- А в зоопарке откуда они?
- Ну, привозят в клетках....
- Тогда этого тогда привезли в зоопарк.
- А тут он как очутился?
- Он сбежал, когда все пошли спать.
- А как он выбрался?
- Клетку забыли закрыть...
Приходит мысль "обезвредить" нашего тарантула:
- А в зоопарке у всех пауков вытягивают яд, чтобы они не были опасны.
- А у этого не успели! У всех яд забрали, а у этого должны были потом, а он сбежал....
В общем, хочет ребенок сохранить свой страх всеми силами.... Но! Я спрашиваю, когда паук дорисован:
- А что с ним нужно сделать, чтобы он не был опасен?
И самое интересное - у Артура оказывается есть ответ!
- Посадить в бутылку!
Артур доволен. Поддерживаю идею. Вокруг паучка рисуется бутылка, которую сын закрывает пробкой.
Последний штрих.
- А какое выражение лица у паука? Он улыбается, грустит или злиться?
- Злиться! У него вот такой рот!
Рисует кривую линию. А потом сам начинает улыбаться.
- Тебе нравится твой паук?
- Да!
- Он опасен?
- Нет!
- А что мы теперь с ним сделаем?
- Повесим на стенку!
И Артур радостно побежал всем показывать паука.
Вот так мы боролись со страхом. Методика прорисовывания страхов - совсем не новая, но прибегаем к ней мы не так часто. Обычно действуем стандартно: успокоить, пожалеть, попытаться объяснить.... Я сама впервые использовала этот метод вот так - по факту. Мы рисовали с детьми страхи и эмоции, но это были занятия не по конкретному поводу, то есть дети не боялись в тот момент так, как боялся в этот раз Артур. Скажу честно, я не была уверена в успехе, но работа прошла столь удачно, что на будущее я взяла на вооружение этот способ. Хочу поблагодарить Зою Белоусову, потому что именно благодаря конкурсу, который проходит на сайте Развиваем детей сами, я в этот раз вспомнила про прекрасную методику. Ну, а с нашим страхом и тем, что из этого получилось мы отправляемся на сам конкурс Летнее настроение, спонсор конкурса издательство "МИФ. Детство"
И вот на днях паукобоязнь добралась и до Артура.
Нет, Артур не боится всех подряд пауков, он боится только одного - страшного и ужасного тарантула! Вот никогда бы не подумала, что ребенок там, где тарантулы не водятся, будет их боятся, но, что есть, то есть. Артур видел тарантула в зоопарке, на выставках, в цирке.... И никогда не шарахался от террариумов. Но вот решив в один день, что он может встретить тарантула на улице, стал его бояться. И вот случилась ситуация. Один обыкновенный паук на даче во дворе сплел себе паутину. Паук большой, чего уж говорить, такой, как мы недавно словили дома, но все равно - не тарантул). И все бы ничего, но соседский мальчик Антон, показал товарищам паука, авторитетно, заявив, что это тарантул!
У Артура истерика, он прибежал к нам - спасаться. Трясло парня ни на шутку. И хоть тот же Антон вроде бы раздавили этого "тарантула", но страх прочно захватил Артурку(. Что делать? "Виновника" ужаса уже уничтожили, а стах остался. Мы, как здравомыслящие взрослые, стали успокаивать малыша, привлекая всевозможные доводы от банального "паука уже нет" до разумного "у нас тарантулы не водятся". Ребенок-то, под крылом мамы с папой, уже перестал биться в истерике, но все равно страх его не отпускает. И я предложила Артуру нарисовать этого страшного паука. Он с удовольствием согласился! Но все же с опаской взялся за фломастеры....
И вот нарисовал туловище "тарантула". Вот такой большой паук!
- А голова у него есть?
- Да, но она на теле прямо.
- Сколько лап у паука?
- Восемь...
Рисуем все лапы.
Ребенка начинает отпускать, он рассуждает, рисует уже более спокойно.
- Он черно-желтый! Полосатый! Вот: как пчелка!
В глазах озорные огоньки.
Пока раскрашивает своего "тарантула" разговариваем.
- Артур, но ведь тарантулы живут только в жарких странах, откуда он у нас?
- А он приполз!
- Через океан?
- А он плавать умеет!
- Вряд ли, да и не доплыл бы он - далеко.
- А в зоопарке откуда они?
- Ну, привозят в клетках....
- Тогда этого тогда привезли в зоопарк.
- А тут он как очутился?
- Он сбежал, когда все пошли спать.
- А как он выбрался?
- Клетку забыли закрыть...
Приходит мысль "обезвредить" нашего тарантула:
- А в зоопарке у всех пауков вытягивают яд, чтобы они не были опасны.
- А у этого не успели! У всех яд забрали, а у этого должны были потом, а он сбежал....
В общем, хочет ребенок сохранить свой страх всеми силами.... Но! Я спрашиваю, когда паук дорисован:
- А что с ним нужно сделать, чтобы он не был опасен?
И самое интересное - у Артура оказывается есть ответ!
- Посадить в бутылку!
Артур доволен. Поддерживаю идею. Вокруг паучка рисуется бутылка, которую сын закрывает пробкой.
Последний штрих.
- А какое выражение лица у паука? Он улыбается, грустит или злиться?
- Злиться! У него вот такой рот!
Рисует кривую линию. А потом сам начинает улыбаться.
- Тебе нравится твой паук?
- Да!
- Он опасен?
- Нет!
- А что мы теперь с ним сделаем?
- Повесим на стенку!
И Артур радостно побежал всем показывать паука.
Вот так мы боролись со страхом. Методика прорисовывания страхов - совсем не новая, но прибегаем к ней мы не так часто. Обычно действуем стандартно: успокоить, пожалеть, попытаться объяснить.... Я сама впервые использовала этот метод вот так - по факту. Мы рисовали с детьми страхи и эмоции, но это были занятия не по конкретному поводу, то есть дети не боялись в тот момент так, как боялся в этот раз Артур. Скажу честно, я не была уверена в успехе, но работа прошла столь удачно, что на будущее я взяла на вооружение этот способ. Хочу поблагодарить Зою Белоусову, потому что именно благодаря конкурсу, который проходит на сайте Развиваем детей сами, я в этот раз вспомнила про прекрасную методику. Ну, а с нашим страхом и тем, что из этого получилось мы отправляемся на сам конкурс Летнее настроение, спонсор конкурса издательство "МИФ. Детство"
Заглянем в гости в Детскую галерею
Анна! Вы умничка такая!! У Артура получился добрый паучок)))
ОтветитьУдалитьСпасибо, Татьяна, да, паучок миленький вышел)))
УдалитьАня, ты -психолог по призванию! Работает метод да еще как! Каждый раз в этом убеждаюсь! И ребенок САМ знает что делать со своим рисунком-страхом - всегда знает ну или можно варианты предложить. Классный тарантул получился!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алена, приятно это слышать))). Да, так интересно, что ребенок уже сам нашел способ справиться, только мы часто хотим заменить его своим и не воспринимаем детское предложение должным образом), а на самом деле остается только согласиться, восхититься и победить страх вместе).
УдалитьКакие вы молодцы! С детскими страхами обязательно нужно работать, нельзя их оставлять или не обращать внимания! У нас тоже был страх, с которым удалось справиться с помощью рисования и придумывания истории про него.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Юля, я всегда пытаюсь бороться, но вот такой способ пришлось применить впервые, очень действенно оказалось).
УдалитьДа мы тоже проработку страха рисованием нечасто использовали, но согласна, способ хороший, очень действенный.
УдалитьДа, нужно почаще пользоваться)))
УдалитьСпасибо, Анна за Ваш поучительный рассказ, о борьбе с детскими страхами.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна!
УдалитьКрасивый паук получился!) Вот бы моего папу кто так полечил, а то он пауков боится)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оксана, да, взрослые часто очень сильно боятся пауков, наверное, они вырастают из тех деток, с которыми вовремя не поработали по поводу страхов, а может просто не смогли найти верное решение, к сожалению....
УдалитьКак вы правильно сыночка избавили от страха! Сталкивалась с такой методикой- работает!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Татьяна, мы теперь будем чаще пользоваться).
УдалитьКруто! Я не слышала о прорисовывании страхов. Нужно запомнить, вдруг пригодится! СПАСИБО!!
ОтветитьУдалитьАля, желаю, чтобы не пригодилось, но если что, то обязательно попробуйте!
УдалитьАня, как хорошо, что я прочитала эту твою статью. Как раз сегодня перед сном разговаривала с Антоном, он жаловался на страшные сны. Правда, это немножко другое, сон же мы воспринимаем как реальность, во сне наверное страшнее. Он рассказывал про крысу, которая пугала нас в лифте. Попробуем и мы завтра ее в бутылку посадить.
ОтветитьУдалитьОлеся, буду очень рада, если пригодиться, не в бутылку, так в клетку, а может Антон сам знает способ. только пока еще его не придумал))).
УдалитьМолодец, Анюта. Метод работает.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Марина, точно - работает))).
УдалитьДаже взрослым рекомендуют записывать свои опасения на бумаге, а потом бумагу разорвать, как бы попращавшись со страхами... замечательная методика, которая, оказывается, работает не только со взрослыми ,но и с маленькими детками! Удачи в конкурсе, Аня!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Маша, с детьми, наверное, она более эффективна, они легче расстаются со страхами, не цепляются за объективность, верят в сказку).
Удалить