Проблемы подросткового возраста всегда были, есть и будут. Но сегодня они приобретают иногда очень страшные обличья. Подростки - самая уязвимая часть общества, ведь они уже достаточно самостоятельны, отделены психологически от родителей, но при этом еще не обладают знаниями, опытом, эмоциональной стойкостью взрослых. Не дети, но еще и не взрослые. Именно ими, оказывается, так легко манипулировать, найти нужные кнопочки, на которые легко надавить, чтобы добиться желаемого. С этим справляются почти все, но только не родители.
По крупицам у меня складывалась некоторая картина, сотканная из причин, приводящих к этой ситуации. И во многом все объясняется одним простым: до сих пор подросткам нет места в нашей налаженной жизни. С детьми все понятно - вот они дети, маленькие, глупенькие, несамостоятельные, сидят в своих игрушках и переворачивают весь дом. Со взрослыми тоже более-менее все ясно: работают, хозяйство ведут, телевизор смотрят, с друзьями на праздники встречаются. А подростки? Где они становятся взрослыми, когда перестают быть детьми. Вроде бы в психологии все четко расписано, вот кризис 7 лет, ребенок начинает готовиться к подростковому возрасту, вот 10-12-14 лет начинается этот самый "ужасный" возраст, И наконец завершается он большим выдохом родителей и педагогов в 17-21 год. Размыто? Ну, так и прочие возрастные периоды и кризисы не точны. И все же каждый родитель, если прислушается к своему ребенку поймет - подросток он или еще нет. И не менее важно: подросток он или уже взрослый! И если начало подросткового периода замечают все - чуть раньше или чуть позже, то с его концом и вовсе беда. Ведь так трудно каждому из нас признать: ребенок вырос. Он уже не малыш, не ребенок, не подросток, он уже взрослый человек!
Так вот, часто случается так, что родители сами за свое дитя решают - ребенок он или взрослый. Не считаясь с его мнением, готовностью, развитием. Более того, у родителей часто нет представления о том, что же должен делать подросток? Раз не ребенок, то ему уже не позволительно играть с игрушками, переворачивать все вверх дном, просто "стоять на голове". Он уже как бы должен быть ответственным, учиться усердно, отвечать за свои поступки, помогать по хозяйству, то есть работать в поте лица. Но раз он не взрослый, то взрослые развлечения, компании, фильмы, любовь-морковь, путешествия и прочее ему не позволительны. Мнение его пока мало кого волнует, знаний и опыта его еще не хватает, чтобы с ним считались. И что мы имеем в голом расчете? Ребенок вместе с подростковым периодом лишается всех прелестей детской жизни и приобретает все трудности взрослой. И никаких тебе вариантов отдыха и развлечений. Неудивительно, что в этом возрасте часто можно услышать мечту: "Скорее бы стать взрослым!" Взросление, как спасение от ограничений. Но эти пять условных лет подросткового периода длятся так неимоверно долго! Это для родителей они как миг проносятся, а дети выживают в условиях тотального непонимания, неприятия, борьбы за свою независимость. И право быть или детьми, или взрослыми. Ведь они не знают, как жить подростком.
И что делать родителям, чтобы не усугубить подростковый период? Чтобы дети не оказались на обочине прелестей жизни. Ведь именно этот период самый опасный в плане самоубийств. Дети не видят смысла в жизни, она им кажется бесконечным грузом проблем, которые им приходится решать. А счастье где? А если еще и у родителей они счастья не наблюдают - вообще беда.
Жизнь должна быть приятной и интересной!
Вот с этого и начнем. Жизнь взрослых, жизнь семьи должна быть счастливой и интересной! Если мама и папа счастливы, увлечены, делятся своими интересами с детьми, то и подросток видит, что в мире много всего прекрасного. Если мама с папой в компьютере и телевизоре, если они ссорятся, ругаются, ноют и жалуются на жизнь, если вечно чем-то недовольны, То ребенок не видит никакого смысла в такой жизни. Это в зрелости и старости мы понимаем, что жить хорошо, просто потому что живешь. А в столь юном возрасте, лучше уж никакой жизни, чем такие муки. Они все максималисты, потому что нет опыта, знаний, есть эмоции, с которыми часто они не умеют справляться.
Эмоции - это хорошо!
Конечно, никому не нравиться, когда ребенок, плачет, ноет, закатывает истерики, грубит и прочие неприглядности. Но если уж начистоту, то все ли взрослые умеют справляться со своими эмоциями? Не загонять их внутрь, чтобы они губили, съедая изнутри, а отпускать, без вреда окружающим, принимать их? Даже мы другой раз под наплывом определенных обстоятельств: плохое самочувствие, недосып, голод и прочее, не выдерживаем. И, да, стоит признать - негативные эмоции существуют! Не стоит делать вид, что можно жизнь прожить без них. Они были, есть и будут! И их тоже нужно принять, как часть нашей жизни, часть нас самих. А что мы хотим от ребенка? Чтобы он улыбался и кивал как болванчик: жизнь хороша и жить хорошо? Это мы так хотим самоутвердиться в том, что мы идеальные родители, сделали жизнь ребенка счастливой и безмятежной. А вот ребенок не хочет этого признавать, обижается, плачет, орет и топает ногами. Как тут не переживать? И все-таки, ни ребенок, ни подросток, ни взрослый не проживет жизнь без негативных эмоций. И не важно насколько мы прекрасные родители, всегда найдется что-то, что вызовет эту бурю.
Не стоит забывать и про гормоны. Все мы знаем, что они обладают исключительным свойством влиять на наше состояние. И если человек становиться слишком возбудимым, эмоциональным, раздражительным, то в первую очередь мы задумываемся о том, что стоит проверить гормональный фон. Признаком очень многих гормональных нарушений и перестроек является повышенная эмоциональность, достаточно вспомнить заболевания щитовидной железы, беременность, климакс и пресловутый женский ПМС, о котором сейчас много споров. В подростковом периоде идет гормональная перестройка со всеми "прелестями" этого явления. И эмоции у ребенка - вполне нормальное явление, а нам остается это принять. А вот научить управлять своими эмоциями детей, родителям просто необходимо. И, конечно, лучше начинать это как можно раньше. Благо сейчас очень много литературы, игр для развития эмоционального интеллекта. Кроме того можно найти 1000 и 1 способ о том, как выплескивать эмоции не вредя окружающим. И именно этому стоит учиться самим и передавать знания детям.
Игра - это самое естественное человеческое состояние!
Еще один весьма болезненный вопрос - это развлечения. Когда игрушки в прошлом, а ночные клубы в будущем, у ребенка должна быть достойная альтернатива. Почему-то частенько встречаются родители, которые уверены, что их взрослый ребенок в 11-12-13 лет и далее уже не нуждается в игрушках. Очень странное явление на самом деле, ведь если приглядеться к нам, взрослым, то мы чуть ли не каждую куклу и машинку для своих детей, покупаем, подбирая под себя. Нам самим удивительно интересно возиться с кинетическим песком, рисовать на световом столе, шить наряды для кукол, собирать из деталей модель корабля и запускать радиоуправляемые вертолеты. Многие девушки уже во взрослом возрасте не могут расстаться с мягкими игрушками, а в веселой компании мы с удовольствием играем в настольные игры. А сколько людей, весело дурачась, собирают на свадьбах в штаны воздушные шарики, разыгрывают простые сценки и многое другое! И вы хотите сказать, что игра не нужна? Игрушки нужны всем и всегда! И если их не будет, то обязательно найдется замена. Например, дети начнут играть в непонятные игры в соцсетях, не обязательно ужасные с плохим концом, но и просто глупые. Дети переселяться за компьютер, так как там водятся "взрослые" игры - компьютерные стрелялки и бродилки. Дети могут увлечься азартными играми. В общем, игру они все равно будут видеть всегда и во всем, ее искать и добиваться. И именно это их будет манить. Потому разумнее всего избавляться только от тех игрушек, к которым дети не притрагиваются очень давно, более того, они сами разрешат вам это сделать!
Моя Эля периодически перебирает свои игрушки, приносит что-то мне, предлагая отдать двоюродным сестричкам. Сейчас у нее уже не так много игрушек осталось, но куклы и мягкие игрушки не теряют своей популярности, как и настольные игры.
Подросток имеет право на игру едва ли не в большей степени, чем право на обучение. Даже учиться через игру намного интереснее, чем просто так. И если взрослый и подросток уже в состоянии учиться и без игры, это совсем не значит, что с нею это неэффективно, скорее наоборот игра только повысит интерес, улучшит запоминание, поможет разобраться. Вот посудите сами, кто лучше поймет суть и масштабы того или иного исторического события - прочитавший в книге или участвующий в реконструкции? Таких примеров масса.
Понаблюдайте за своим ребенком, сразу станет понятно, что ему интересно, в каком направлении стоит развивать игру, предлагать новое. Нельзя воспринимать игру, как пустую трату времени! Игра - это постоянное развитие. Другой вопрос в том, что ребенок увлекшись игрой может пойти по наиболее простому пути, тут-то можно и предложить игровую задачу. И в то же время, игра, даже самая примитивная, помогает ребенку расслабиться и получить удовольствие. В конце-концов одна работа в школе на уроках - это уже невероятно тяжелый труд! А ребенку не меньше нашего, а чаще всего больше необходим отдых, расслабление. Моя Эля уже редко играет в простые игры, чаще она возиться с куклами, создавая для них наряды, интерьеры, дома.
Она может делать бумажных кукол и творить для них. Ей интересно продумывать игры и приключения, праздники, создавать атрибуты для этого. И вот что я замечаю, в этом возрасте игра часто становиться созидательной. Ребенок уже не просто разыгрывает сюжет, он продумывает все, что потребуется для этого сюжета, создает, а уж проиграет его или нет - это не так важно. Но такой переход произошел постепенно.
Какие еще игры имеют место быть в жизни моего подростка:
- Интеллектуальные. Определенная страсть к викторинам, шахматам, шашкам, загадкам, ребусам. Более того, с удовольствием идет создание всего этого.
- Дурашливые. Это все то, что позволяет посмеяться. Веселые конкурсы, смешные игры на бумаге, забавные настолки, и просто "стояние на голове".
- Подвижные. С удовольствием и в прятки поиграть, и в догонялки и пррочие-прочие активные развлечения, особенно, когда есть большая компания.
- Познавательные. Все, где можно экспериментировать, пробовать, проверять и сравнивать, изучать, а еще все это оформлять и записывать.
- Творческие. Порисовать на необычном материале, слепить что-то, сконструировать, да и вообще что-то сотворить в меру своих умений и возможностей.
- Игры на бумаге. Как и мы в школе, так и сейчас дети могут играть в морской бой, слова и прочее. Иногда бумагу заменяет мобильный телефон, хорошо, когда он позволяет играть в компании.
- Компьютерные. Да, без этого в наш век никак. И все же занятия ребенка за компьютером могут кардинально различаться. Если не забывать о стремлении подростка к созиданию, то можно помочь ему создать интересный канал на ютуб, научиться самому программировать игры, делать мультики, презентации, создавать проекты домов, рисовать, обрабатывать фото и даже писать музыку. И это тоже игра, более современная, созидательная, но не менее захватывающая.
Обязанности у подростка не должны быть взрослыми!
Ребенок в силу своих умений может делать уже очень многое, но не стоит ожидать от него всего. И, конечно, уже в этом возрасте должны быть главные обязанности, которые неукоснительны к исполнению. Например, ребенок должен учиться ("работать"), это дело его жизни, но не всегда самое главное! Иногда он может найти достойную замену учебе, как делу жизни. Это спорт, творчество и прочее. И он имеет на это полное право! Конечно, учеба все равно будет в жизни, но это не значит, что она главная! При этом подросток должен нести ответственность сам за свое обучение. Он учится для себя, а не для родителей. К сожалению, часто складывается обратная ситуация. Родители требуют, ребенок учится для них. Все промахи, родители приписывают себе (недозанимались, плохо объяснили, упустили). Но это все он, ребенок сделал! Ваша задача предоставить ему возможность учиться и помогать, когда он просит помощи. Но не разбираться за ребенка со всеми его ошибками, помогать по мере необходимости, которую определяет сам ребенок. Школа - период, когда дети учатся в первую очередь ошибаться и выходить из положения. Если ошибаться им не дают, выход из положения ищут взрослые, то школа проходит мимо! Нагнать программу, получить знания можно всегда, а вот самому отвечать за себя нужно именно в детстве и начальном подростковом периоде. Иначе получается, что ребенку придется или очень тяжело резко вливаться во взрослую жизнь с ее ответственностью, или родителям будет очень трудно тянуть на себе вечного ребенка.
А еще стоит помнить, что ребенок не взрослеет в один день. Нельзя сегодня решить: ты уже взрослый, значит, вот список твоих обязанностей. Эта ноша его придавит. Постепенно, начиная с раннего детства, обязанности должны "налипать" слой за слоем. Сперва моменты самообслуживания, потом уборка на своей территории, начиная игрушками и заканчивая мытьем полов и протиранием пыли. Затем помощь по дому. Но не стоит пытаться перевалить на ребенка все. Ведь он не должен один на всех работать. Он тоже занят большую часть дня, и ему, также как и взрослому необходимо время для отдыха. И это время должно быть больше, чем у мамы или папы. Именно во время отдыха - сна или бестолковых, казалось бы, игр, у ребенка происходит переосмысление всего прожитого. познанного, увиденного. У подростка еще очень много открытий, причем огромная часть из них в эмоциональной сфере. Для того, чтобы все сложилось в единую неискаженную картину мира и нужен отдых.
И еще один момент. Мы часто требуем чего-то прямо сейчас. Вот сию секунду брось все и сделай. И у нас много причин на это, но любим ли мы сами, чтобы нам так указывали? Нет. Мы строим свои планы, живем в своем ритме, а когда его нарушают, мы недовольны. Так же и дети. У них свое видение, свои желания и ритм, свои дела. И если мы планируем в них ворваться на определенный промежуток времени, стоит предупреждать загодя и давать некоторое время на подготовку.
Дети - личности!
Вот собственно и последнее про что я хотела сегодня вспомнить. Как бы мы не были эгоистичны, стоит всегда помнить, что ребенок не ваша собственность. Он человек, личность, со своим багажом, видением этого мира, приоритетами, ритмом жизни. И если мы принимаем какое-то решение в отношении ребенка, то просто необходимо принимать во внимание его мнение. Что ему надеть? Какой наряд приобрести? Что заказать в кафе? Куда поехать на выходные? Что приготовить на обед? Когда заняться уборкой? И многое-многое, что мы часто делаем, даже не спросив, а хочет ли наш подросток этого? Можно возмутиться и сказать: я, мол, тоже много чего не хочу, но делаю! Но это и есть наш выбор. И, в конце-концов нас редко ставят перед фактом: одевайся мы едем на дачу. Мы готовимся заранее и выбираем более удобное для нас время, переносим иные планы, доделываем то, что не завершено. В общем, не стоит забывать, что с ребенком нужно обсуждать, предлагать варианты, выслушивать его предложения. И даже обязанности не должны по возможности сваливаться как снег на голову, а заранее утверждены, а ребенок предупрежден.
И всегда главное - любовь! Она правит миром! Счастья вам и вашим детям!
Отправляюсь со своими размышлениями в Детскую галерею.
По крупицам у меня складывалась некоторая картина, сотканная из причин, приводящих к этой ситуации. И во многом все объясняется одним простым: до сих пор подросткам нет места в нашей налаженной жизни. С детьми все понятно - вот они дети, маленькие, глупенькие, несамостоятельные, сидят в своих игрушках и переворачивают весь дом. Со взрослыми тоже более-менее все ясно: работают, хозяйство ведут, телевизор смотрят, с друзьями на праздники встречаются. А подростки? Где они становятся взрослыми, когда перестают быть детьми. Вроде бы в психологии все четко расписано, вот кризис 7 лет, ребенок начинает готовиться к подростковому возрасту, вот 10-12-14 лет начинается этот самый "ужасный" возраст, И наконец завершается он большим выдохом родителей и педагогов в 17-21 год. Размыто? Ну, так и прочие возрастные периоды и кризисы не точны. И все же каждый родитель, если прислушается к своему ребенку поймет - подросток он или еще нет. И не менее важно: подросток он или уже взрослый! И если начало подросткового периода замечают все - чуть раньше или чуть позже, то с его концом и вовсе беда. Ведь так трудно каждому из нас признать: ребенок вырос. Он уже не малыш, не ребенок, не подросток, он уже взрослый человек!
Так вот, часто случается так, что родители сами за свое дитя решают - ребенок он или взрослый. Не считаясь с его мнением, готовностью, развитием. Более того, у родителей часто нет представления о том, что же должен делать подросток? Раз не ребенок, то ему уже не позволительно играть с игрушками, переворачивать все вверх дном, просто "стоять на голове". Он уже как бы должен быть ответственным, учиться усердно, отвечать за свои поступки, помогать по хозяйству, то есть работать в поте лица. Но раз он не взрослый, то взрослые развлечения, компании, фильмы, любовь-морковь, путешествия и прочее ему не позволительны. Мнение его пока мало кого волнует, знаний и опыта его еще не хватает, чтобы с ним считались. И что мы имеем в голом расчете? Ребенок вместе с подростковым периодом лишается всех прелестей детской жизни и приобретает все трудности взрослой. И никаких тебе вариантов отдыха и развлечений. Неудивительно, что в этом возрасте часто можно услышать мечту: "Скорее бы стать взрослым!" Взросление, как спасение от ограничений. Но эти пять условных лет подросткового периода длятся так неимоверно долго! Это для родителей они как миг проносятся, а дети выживают в условиях тотального непонимания, неприятия, борьбы за свою независимость. И право быть или детьми, или взрослыми. Ведь они не знают, как жить подростком.
И что делать родителям, чтобы не усугубить подростковый период? Чтобы дети не оказались на обочине прелестей жизни. Ведь именно этот период самый опасный в плане самоубийств. Дети не видят смысла в жизни, она им кажется бесконечным грузом проблем, которые им приходится решать. А счастье где? А если еще и у родителей они счастья не наблюдают - вообще беда.
Жизнь должна быть приятной и интересной!
Вот с этого и начнем. Жизнь взрослых, жизнь семьи должна быть счастливой и интересной! Если мама и папа счастливы, увлечены, делятся своими интересами с детьми, то и подросток видит, что в мире много всего прекрасного. Если мама с папой в компьютере и телевизоре, если они ссорятся, ругаются, ноют и жалуются на жизнь, если вечно чем-то недовольны, То ребенок не видит никакого смысла в такой жизни. Это в зрелости и старости мы понимаем, что жить хорошо, просто потому что живешь. А в столь юном возрасте, лучше уж никакой жизни, чем такие муки. Они все максималисты, потому что нет опыта, знаний, есть эмоции, с которыми часто они не умеют справляться.
Эмоции - это хорошо!
Конечно, никому не нравиться, когда ребенок, плачет, ноет, закатывает истерики, грубит и прочие неприглядности. Но если уж начистоту, то все ли взрослые умеют справляться со своими эмоциями? Не загонять их внутрь, чтобы они губили, съедая изнутри, а отпускать, без вреда окружающим, принимать их? Даже мы другой раз под наплывом определенных обстоятельств: плохое самочувствие, недосып, голод и прочее, не выдерживаем. И, да, стоит признать - негативные эмоции существуют! Не стоит делать вид, что можно жизнь прожить без них. Они были, есть и будут! И их тоже нужно принять, как часть нашей жизни, часть нас самих. А что мы хотим от ребенка? Чтобы он улыбался и кивал как болванчик: жизнь хороша и жить хорошо? Это мы так хотим самоутвердиться в том, что мы идеальные родители, сделали жизнь ребенка счастливой и безмятежной. А вот ребенок не хочет этого признавать, обижается, плачет, орет и топает ногами. Как тут не переживать? И все-таки, ни ребенок, ни подросток, ни взрослый не проживет жизнь без негативных эмоций. И не важно насколько мы прекрасные родители, всегда найдется что-то, что вызовет эту бурю.
Не стоит забывать и про гормоны. Все мы знаем, что они обладают исключительным свойством влиять на наше состояние. И если человек становиться слишком возбудимым, эмоциональным, раздражительным, то в первую очередь мы задумываемся о том, что стоит проверить гормональный фон. Признаком очень многих гормональных нарушений и перестроек является повышенная эмоциональность, достаточно вспомнить заболевания щитовидной железы, беременность, климакс и пресловутый женский ПМС, о котором сейчас много споров. В подростковом периоде идет гормональная перестройка со всеми "прелестями" этого явления. И эмоции у ребенка - вполне нормальное явление, а нам остается это принять. А вот научить управлять своими эмоциями детей, родителям просто необходимо. И, конечно, лучше начинать это как можно раньше. Благо сейчас очень много литературы, игр для развития эмоционального интеллекта. Кроме того можно найти 1000 и 1 способ о том, как выплескивать эмоции не вредя окружающим. И именно этому стоит учиться самим и передавать знания детям.
Игра - это самое естественное человеческое состояние!
Еще один весьма болезненный вопрос - это развлечения. Когда игрушки в прошлом, а ночные клубы в будущем, у ребенка должна быть достойная альтернатива. Почему-то частенько встречаются родители, которые уверены, что их взрослый ребенок в 11-12-13 лет и далее уже не нуждается в игрушках. Очень странное явление на самом деле, ведь если приглядеться к нам, взрослым, то мы чуть ли не каждую куклу и машинку для своих детей, покупаем, подбирая под себя. Нам самим удивительно интересно возиться с кинетическим песком, рисовать на световом столе, шить наряды для кукол, собирать из деталей модель корабля и запускать радиоуправляемые вертолеты. Многие девушки уже во взрослом возрасте не могут расстаться с мягкими игрушками, а в веселой компании мы с удовольствием играем в настольные игры. А сколько людей, весело дурачась, собирают на свадьбах в штаны воздушные шарики, разыгрывают простые сценки и многое другое! И вы хотите сказать, что игра не нужна? Игрушки нужны всем и всегда! И если их не будет, то обязательно найдется замена. Например, дети начнут играть в непонятные игры в соцсетях, не обязательно ужасные с плохим концом, но и просто глупые. Дети переселяться за компьютер, так как там водятся "взрослые" игры - компьютерные стрелялки и бродилки. Дети могут увлечься азартными играми. В общем, игру они все равно будут видеть всегда и во всем, ее искать и добиваться. И именно это их будет манить. Потому разумнее всего избавляться только от тех игрушек, к которым дети не притрагиваются очень давно, более того, они сами разрешат вам это сделать!
Моя Эля периодически перебирает свои игрушки, приносит что-то мне, предлагая отдать двоюродным сестричкам. Сейчас у нее уже не так много игрушек осталось, но куклы и мягкие игрушки не теряют своей популярности, как и настольные игры.
Подросток имеет право на игру едва ли не в большей степени, чем право на обучение. Даже учиться через игру намного интереснее, чем просто так. И если взрослый и подросток уже в состоянии учиться и без игры, это совсем не значит, что с нею это неэффективно, скорее наоборот игра только повысит интерес, улучшит запоминание, поможет разобраться. Вот посудите сами, кто лучше поймет суть и масштабы того или иного исторического события - прочитавший в книге или участвующий в реконструкции? Таких примеров масса.
Понаблюдайте за своим ребенком, сразу станет понятно, что ему интересно, в каком направлении стоит развивать игру, предлагать новое. Нельзя воспринимать игру, как пустую трату времени! Игра - это постоянное развитие. Другой вопрос в том, что ребенок увлекшись игрой может пойти по наиболее простому пути, тут-то можно и предложить игровую задачу. И в то же время, игра, даже самая примитивная, помогает ребенку расслабиться и получить удовольствие. В конце-концов одна работа в школе на уроках - это уже невероятно тяжелый труд! А ребенку не меньше нашего, а чаще всего больше необходим отдых, расслабление. Моя Эля уже редко играет в простые игры, чаще она возиться с куклами, создавая для них наряды, интерьеры, дома.
Она может делать бумажных кукол и творить для них. Ей интересно продумывать игры и приключения, праздники, создавать атрибуты для этого. И вот что я замечаю, в этом возрасте игра часто становиться созидательной. Ребенок уже не просто разыгрывает сюжет, он продумывает все, что потребуется для этого сюжета, создает, а уж проиграет его или нет - это не так важно. Но такой переход произошел постепенно.
Какие еще игры имеют место быть в жизни моего подростка:
- Интеллектуальные. Определенная страсть к викторинам, шахматам, шашкам, загадкам, ребусам. Более того, с удовольствием идет создание всего этого.
- Дурашливые. Это все то, что позволяет посмеяться. Веселые конкурсы, смешные игры на бумаге, забавные настолки, и просто "стояние на голове".
- Подвижные. С удовольствием и в прятки поиграть, и в догонялки и пррочие-прочие активные развлечения, особенно, когда есть большая компания.
- Познавательные. Все, где можно экспериментировать, пробовать, проверять и сравнивать, изучать, а еще все это оформлять и записывать.
- Творческие. Порисовать на необычном материале, слепить что-то, сконструировать, да и вообще что-то сотворить в меру своих умений и возможностей.
- Игры на бумаге. Как и мы в школе, так и сейчас дети могут играть в морской бой, слова и прочее. Иногда бумагу заменяет мобильный телефон, хорошо, когда он позволяет играть в компании.
- Компьютерные. Да, без этого в наш век никак. И все же занятия ребенка за компьютером могут кардинально различаться. Если не забывать о стремлении подростка к созиданию, то можно помочь ему создать интересный канал на ютуб, научиться самому программировать игры, делать мультики, презентации, создавать проекты домов, рисовать, обрабатывать фото и даже писать музыку. И это тоже игра, более современная, созидательная, но не менее захватывающая.
Обязанности у подростка не должны быть взрослыми!
Ребенок в силу своих умений может делать уже очень многое, но не стоит ожидать от него всего. И, конечно, уже в этом возрасте должны быть главные обязанности, которые неукоснительны к исполнению. Например, ребенок должен учиться ("работать"), это дело его жизни, но не всегда самое главное! Иногда он может найти достойную замену учебе, как делу жизни. Это спорт, творчество и прочее. И он имеет на это полное право! Конечно, учеба все равно будет в жизни, но это не значит, что она главная! При этом подросток должен нести ответственность сам за свое обучение. Он учится для себя, а не для родителей. К сожалению, часто складывается обратная ситуация. Родители требуют, ребенок учится для них. Все промахи, родители приписывают себе (недозанимались, плохо объяснили, упустили). Но это все он, ребенок сделал! Ваша задача предоставить ему возможность учиться и помогать, когда он просит помощи. Но не разбираться за ребенка со всеми его ошибками, помогать по мере необходимости, которую определяет сам ребенок. Школа - период, когда дети учатся в первую очередь ошибаться и выходить из положения. Если ошибаться им не дают, выход из положения ищут взрослые, то школа проходит мимо! Нагнать программу, получить знания можно всегда, а вот самому отвечать за себя нужно именно в детстве и начальном подростковом периоде. Иначе получается, что ребенку придется или очень тяжело резко вливаться во взрослую жизнь с ее ответственностью, или родителям будет очень трудно тянуть на себе вечного ребенка.
А еще стоит помнить, что ребенок не взрослеет в один день. Нельзя сегодня решить: ты уже взрослый, значит, вот список твоих обязанностей. Эта ноша его придавит. Постепенно, начиная с раннего детства, обязанности должны "налипать" слой за слоем. Сперва моменты самообслуживания, потом уборка на своей территории, начиная игрушками и заканчивая мытьем полов и протиранием пыли. Затем помощь по дому. Но не стоит пытаться перевалить на ребенка все. Ведь он не должен один на всех работать. Он тоже занят большую часть дня, и ему, также как и взрослому необходимо время для отдыха. И это время должно быть больше, чем у мамы или папы. Именно во время отдыха - сна или бестолковых, казалось бы, игр, у ребенка происходит переосмысление всего прожитого. познанного, увиденного. У подростка еще очень много открытий, причем огромная часть из них в эмоциональной сфере. Для того, чтобы все сложилось в единую неискаженную картину мира и нужен отдых.
И еще один момент. Мы часто требуем чего-то прямо сейчас. Вот сию секунду брось все и сделай. И у нас много причин на это, но любим ли мы сами, чтобы нам так указывали? Нет. Мы строим свои планы, живем в своем ритме, а когда его нарушают, мы недовольны. Так же и дети. У них свое видение, свои желания и ритм, свои дела. И если мы планируем в них ворваться на определенный промежуток времени, стоит предупреждать загодя и давать некоторое время на подготовку.
Дети - личности!
Вот собственно и последнее про что я хотела сегодня вспомнить. Как бы мы не были эгоистичны, стоит всегда помнить, что ребенок не ваша собственность. Он человек, личность, со своим багажом, видением этого мира, приоритетами, ритмом жизни. И если мы принимаем какое-то решение в отношении ребенка, то просто необходимо принимать во внимание его мнение. Что ему надеть? Какой наряд приобрести? Что заказать в кафе? Куда поехать на выходные? Что приготовить на обед? Когда заняться уборкой? И многое-многое, что мы часто делаем, даже не спросив, а хочет ли наш подросток этого? Можно возмутиться и сказать: я, мол, тоже много чего не хочу, но делаю! Но это и есть наш выбор. И, в конце-концов нас редко ставят перед фактом: одевайся мы едем на дачу. Мы готовимся заранее и выбираем более удобное для нас время, переносим иные планы, доделываем то, что не завершено. В общем, не стоит забывать, что с ребенком нужно обсуждать, предлагать варианты, выслушивать его предложения. И даже обязанности не должны по возможности сваливаться как снег на голову, а заранее утверждены, а ребенок предупрежден.
И всегда главное - любовь! Она правит миром! Счастья вам и вашим детям!
Отправляюсь со своими размышлениями в Детскую галерею.
За Элинку точно можно не волноваться. Мама у нее замечательная.
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью.
Спасибо, Анжелика, очень хочется на это надеяться).
УдалитьАня, прямо в точку!
ОтветитьУдалитьНашим старшим 18 и 21. Многое было, есть и будет.
Младшему - 5,5 и как это пройдет с ним - вопрос...
Женя, спасибо, да, как-то будет))), мимо совсем все равно не пройдет).
УдалитьСегодня одновременно в нескольких блогах затронута тема взаимоотношений родителей и детей-подростков. Да, всегда пугает неизвестность: а что там, за поворотом? А там они, наши дети, только уже каждый со своим характером и формирующимся самостоятельным взглядом на жизнь. Важно, не давить, не спешить, доверять и принимать.
ОтветитьУдалитьАннушка, спасибо за Вашу статью, отправляю ссылку на школьный сайт
Спасибо, Анна Борисовна, тема сейчас очень остро встала, интернет делает свое дело, совсем не удивляюсь, что о подростках заговорили).
УдалитьСпасибо за размышления, Аня, согласна со всеми изложенными мыслями)) Сейчас Андрей у меня вступает в этот кризисный период, отстаивает свое мнение, сопротивляется... Мне нелегко перестоится, но понимаю, что надо.
ОтветитьУдалитьЛена, спасибо, удачи вам на этом нелегком, но таком важном пути!
УдалитьАнна, очень полезная и грамотная статья. Как это важно для нас, родителей: в нужный момент отойти в сторону!
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна правильно заметила: многие блоги пишут о подростках. Да, тема сложная... Дай Бог всем выдержки, сил и разума пережить этот период!
Светлана, спасибо, очень трудно и отходить, и отходить недалеко, этот баланс тяжелее всего дается).
УдалитьАня, спасибо! Как ты все правильно написала!
ОтветитьУдалитьЯ долго работала с подростками. Могу сказать, что таки да - это отдельная цивилизация.
Очень важны игры на коммуникативное взаимодействие. Считаю, что лучше всего на подростках работают психологические тренинги. Подростки образуют стихийно группы, поэтому важно дать им позитивное направление, укрепить сборы положительной идеей, вложить стремление к самопознанию и саморазвитию.
В этот период очень важны безусловная любовь и принятие родителями. Ребенок должен знать, что если он ошибется и будет падать, его подхватят любящие руки.
Спасибо, Оля, да, у подростков едва ли не самое важное - общение, и с кем, как и сколько они будут общаться во многом зависит от родителей. Но это не значит, что за детей нужно выбирать, их нужно учить грамотно выбирать самим, и поддерживать, принимать выбор детей.
УдалитьАнечка, ты - Вселенная Мудрости! Да, подростки - такие родные, знакомые до боли и одновременно совершенно незнакомые люди... С ними бывает сложно, а бывает поймут лучше любого другого. Но надо делать все возможное, чтобы не стиралась грань, чтобы быть ближе к ним настолько, насколько это возможно...
ОтветитьУдалитьАня, спасибо!
Спасибо, Мила, это хоть и трудно, но невероятно приятно, когда все получается. Всем мудрости!
Удалить