Отражение - такое удивительное явление, магическое, я бы сказала. Как давно я собиралась на игры с зеркалами, отражениями, но все никак. А ту в блоге "Смешарики" обнаружила удивительные занятия с зеркалами. Спасибо Марии и ее Галерее воображаемых игр, направила в нужное место в подходящее время. И все, идеи из меня посыпались, как из рога изобилия, в общем, спасибо Лене за ее игры, за пинок. Побежала я в магазин, чтобы зеркала подходящие приобрести, как раз на днях увидела в магазине одной цены удачные дешевые варианты. Но начали мы все таки не с зеркал, а со слов. Слова тоже могут отражаться. И переворачиваться, как в зеркале. Мальчики сразу перевернули свои имена, вышло забавно и непонятно. А вот мое имя сколько не переворачивали, поменять не получалось. И я рассказала, что бывают такие слова, которые и наоборот читаются также. Анна, Алла, шалаш, заказ, комок, мадам, топот....
И еще такие простые слова, которые я написала на листочке, а дети читали их в разные стороны. Интересно, что если поднести эти слова к зеркалу, то не все получатся "правильными". Можно такие слова найти. Например, поп, потоп, шалаш, око, мадам. Они не изменятся совершенно. А вот в других может оказаться перевернутым написание некоторых букв.
Но есть и другие "зеркальные" слова - анаграммы. Эти слова в обратную сторону читаются, но меняют свое значение.
Переставляя буквы мы получали новые слова кот-ток....
Марш-шрам....
Клоп-полк. Вор-ров, воз-зов, лов-вол, бук-куб, гол-лог, кит-тик, ворон-норов.
Собственно, а что такое отражение? Где его можно увидеть? Конечно, в воде! Ой, не видно. Действительно, увидеть отражение можно только в той воде, которая идет в "комплекте" с темным дном. Например, на дне озера или реки - песок, камни, водоросли... Именно в такой воде когда-то люди увидели свое первое отражение.
А мы смотрелись в воду в темном тазике.
Но вот поднялся ветер и отражение пропало за рябью на воде. Дети усиленно дули. Очень неустойчивое природное зеркало.
Мы стали искать, где бы нам еще отразиться.... В телевизоре, в темной стеклянной вытяжке, в глянцевых шкафчиках кухни....
А еще в металлической кастрюле!
И в ложках! Ложки настоящие кривые зеркала. На выпуклой стороне изображение деформируется, растягивается....
А на вогнутой стороне и вовсе переворачивается!
И что же такое зеркало? Это отражатель, который копирует объект, попадающий в его поле. Делают его из стекла и специального напыления серебра. Мы решили с помощью зеркала отражать картинки, точнее их части. А заодно разобраться с понятием симметрии. Если половину изображения отразить в зеркале и получим полноценную правильную картинку, то этот рисунок симметричен.
Например, желудь.
Но даже он не со всех сторон симметричен. Если повернуть иначе, то получим нечто совершенно другое.
Дети с невероятной радостью делали смешные объекты. Например, чуть сдвинув картинку человека, получили циклопа).
И все-таки, человек симметричен.
И насекомые тоже имеют симметрию.
А вот с чайником беда, максимум, что мы из него получили, так это сахарницу).
Картинка с солонками в корзинке превращалась из большой корзины с четырьмя баночками до махонькой корзинки с одной баночкой.
А вот изображение банана никак не хотело из половины превращаться в нормальный фрукт, то хвостика не хватало, то их было целых два....
И ракушка преображалась самым интересным образом.
С пожарной машиной совсем беда - сплошные колеса, а то и две кабины).
Настал черед поговорить о разнице плоских изображений и реальных объектов. Например, и банан, и машина все же симметричны, если их правильно разделить пополам, но вот на плоском изображении этого не видно. А если взять реальную машинку, то все получится.
То есть некоторые объекты имеют несколько линий симметрии, у других она одна, и совсем мало объектов в нашем мире, которые совсем не имеют симметрии, например, та же ракушка.
Интересно, а буквы симметричны?
В алфавите много разных букв, некоторые из них тоже имеют несколько линий симметрии, например, буква Ж или О. А другие имеют лишь одну линию - К или Д, например.
Есть буквы, из которых с помощью зеркального превращения можно получить новые. Из той же К, например, получится Ж или Х.
А бывают буквы совсем не симметричные, но выдают новые буквы, например, из Р - Ф.
Или из Г - П.
Интересно, что получить с помощью зеркала можно только симметричную букву, а вот использовать для этого можно и несимметричную.
Из некоторых букв можно получать и фигуры. Вот какое сердечко сложилось из буквы О. Можно и в цифрах найти симметрию и получить новые цифры или буквы.
Оторвать мальчиков от этой игры с образами было очень сложно, и как это оказывается весело - создавать новые объекты, смешные и невероятные!
Пока мальчики развлекались у меня было время написать слова загадки. Зеркальный шифр очень простой, но при этом и очень интересный. Обращаю внимание, что буквы не имеющие вертикальной симметрии пишутся в другую сторону, а имеющие - не меняются при написании, но слово пишется с конца, то есть в другую сторону. Ну, и наконец-то, конечно, разгадываем шифры.
Зеркало меняет пространство, оно визуально делает длиннее и глубже объекты. Чтобы проверить это достаточно просто построить на зеркале что-нибудь.
Например домик Родиона стал напоминать колодец.
А у Артура получилась, ну, очень длинная башня...
А еще, из половинок предметов можно получить целые. Разобранные пополам игрушки очень легко приобрели свою форму.
Зеркало делает возможным видеть то, что сзади. Для того, чтобы у тебя появились "глаза на затылке" нужно просто смотреть в зеркало перед собой. Что ты видишь? Родион активничал сзади, а Артур рассказывал обо всем. Потом дети менялись.
Интересно, а можно ли увидеть свой затылок? Нет? А если взять два зеркала? В одном зеркале отражается голова сзади, а во втором это самое зеркало с отражением головы. Все просто.
Невероятно интересные ощущения можно получить, если наблюдать мир наоборот. Например, потолок внизу или пол на сверху. Зеркало в этом поможет. Только передвигаться нужно очень аккуратно.
Интересно, а легко ли делать что-то глядя не на реальный объект, а на его отражение? Сперва дети попробовали строить башенку.Первые детали соединялись не очень легко, но дальше дело пошло быстрее и проще.
А вот рисовать глядя в зеркало оказалось намного труднее, но невероятно интересно.
А если нарисовать на зеркале. Например, свой автопортрет. Дети обводили свои отражения.
Не такая простая задача.
Но очень веселая).
А один миг мы превращаемся в актеров, которые репетируют перед зеркалом.
Например, нужно показать очень голодного человека....
Человека у которого сильно болит голова....
Сонного человека....
Разозлившегося....
Клоуна, который репетирует свою самую широкую улыбку.
Очень активно изображали котиков, обезьян и друг друга. А потом решили сами попробовать себя в роли зеркала.
Один показывает движение, а второй спешит за ним повторить.
Некоторые действия получались очень хорошо.
В других "зеркало" отставало. Но все равно было весело.
Если взять два зеркала, то сколько отражений можно получить? Два? На самом деле великое множество!
Каждое отражение снова отражается и чем меньше угол между зеркалами, тем длиннее коридор из отражений.
Дети пытаются сосчитать всех коров.... А если подставить еще зеркальце. Что можно увидеть в отражениях?
Можно ли сделать отражение крупнее оригинала? Да, если воспользоваться лупой. Объект между зеркалами, и между одним зеркалом и объектом лупа.
С помощью зеркал можно завести домашних питомцев. Особенно если есть солнышко. Мы пошли ловить и пускать солнечных зайчиков. Задача не такая простая, ведь нужно поймать солнечный лучик на зеркало и направить последнее так, чтобы луч отразился в другую сторону.Но сколько же смеха и веселья приносит такая простая забава!
Радик устал на солнечных зайчиках. Для него уже хватило и игр, и информации, а мы Артуром решаем продолжить и отправляемся изучать умножение с помощью зеркал. Если взять один предмет, а потом умножить на два с помощью отражения, то получим.... Два! А если 2 умножить на 2, то 4! И так умножение до 10. Невероятно просто и понятно.
А если взять два зеркала? То будем умножать на три. Правда, в зеркалах тоже отражаются зеркала, так что отражений чуть больше, но мы считаем только ближайшие, то есть конкретно в самих зеркалах. Один умножить на 3 - будет три. Два на три - шесть.... И так далее.... До 15 (отражения пяти предметов)
А теперь будем умножать на четыре. Для этого нам даже не потребуется новое зеркало. Оно уже есть, отразилось в глубине. Если зеркала стоят под прямым углом, то мы сможем считать только еще один вариант отражения, итого четыре комплекта - натуральный и три зеркальных. Умножаем от одного объекта на 4, до пяти на 4. Вот так просто! И главное, что понятно.
А теперь время релаксации. Берем песок, фигурки и строим свой маленький мир на зеркале. Конечно, зеркалу отведена роль водоема.
Артур продумывает свою историю. В его мире несколько островов, на каждом из которых свои обитатели.
Все они дружат между собой и плавают друг к другу в гости.
Даже крокодил, ведь он добрый и вегетарианец. Питается только желудями, каштанами и ракушками пустыми.
Раз Родион от нас откололся, я тоже могу немного отдохнуть, создавая свой мирок....
И напоследок мы решили порисовать красками.... На зеркалах!
Удивительные ощущения.... С одной стороны рисовать достаточно просто, никаких невероятных особенностей, разве что воды нужно минимально. Но вот отражающая поверхность дает свой эффект все равно....
А еще за одно к цветотерапии лечение перфекционизма.... Рисуй, твои, делай что хочешь, а потом смывай под струей воды. И это помогает смириться с тем, что творчество не на результат, а на процесс. Взрослым иногда так трудно это принять. В общем, я получила невероятные новые ощущения. Рекомендую.
Вот такой удивительный день мы провели в зеркальном мире.
Отнесу наши игры в Детскую галерею.
Вот это да, Аня. Даже мне, бабушке, очень интересно побывать в зазеркалье. А что говорить о мальчишках! Видно, что они увлечены, пробуют новые и новые приемчики с зеркалом... Классно! Мне очень понравилось.
ОтветитьУдалитьТамара Степановна, спасибо, буду очень рада, если и вы с внуками вдохновитесь и отправитесь в зазеркалье!
УдалитьЗазеркалье - это всегда интересно, любопытно, завораживающе. Спасибо, Аннушка, за прогулку по стране Симметрии и Зазеркалью
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна!
УдалитьОказывается, Так много еще есть интересного в играх с зеркалами: и симметрия, и умножение..! Спасибо, Аня, тоже на днях с Андреем позанимаемся. А вот еще - мифические свойства, приписываемые зеркалу в сказках, приметах... С рисунка на зеркале можно отпечаток делать на бумагу и дорисовывать. А в детстве мы рожицы строили по типу симметрии (у нас был трельяж)... Понесло! Спасибо, Аня, вы молодцы!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лена, если бы не ваш пост, то я бы еще долго не собралась на такое увлекательное приключение))).
УдалитьВот это да! Как много Вы придумали игр с зеркалами!!! Сказка и волшебство! Особенно понравилась фраза, что творчество не результат, а процесс! Супер!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алена!
УдалитьЗамечательный, полный открытий и впечатлений день! Здорово!!!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо, Анна!
Наталья, спасибо, рада, что понравилось!
УдалитьАня, здорово! зеркальные миры и рисование на зеркале - супер!
ОтветитьУдалитьОля, спасибо!
УдалитьАнна, спасибо Вам как активному участнику Галереи. Радуюсь каждому новому проекту от Вас! А читая и анализируя игры с зеркалом, каждый раз вижу, как много всего можно узнать, изучить, попробовать сделать с ним. Спасибо! Как всегда, здорово!
ОтветитьУдалитьМария, спасибо, зазеркалье очень большой мир, столько всего придумывается).
Удалитьвот это да!!! очень интересно поиграли вы! молодцы!
ОтветитьУдалитьсказка и рисование на зеркале отличная идея!