На шахматный день рождения Артура я делала карточки с шахматными фигурами. Их мы использовали для нескольких заданий. Но оказалось, что потенциал этих карточек огромен! С их помощью мы сыграли в большое количество игр, которые знакомят детей с шахматами, при этом все же не повторяют саму известную увлекательную игру. Итак, для всех ниже приведенных игр потребуются карточки, на которых нарисованы шахматные фигуры - по 8 пешек черных и белых, 2 короля соответствующих цветов, 2 ферзя, по 2 ладьи, коня, слона черного и белого цвета. То есть все шахматные фигуры но на карточках.
Я распечатывала простые изображения, а потом их приклеивала на картон. Получилась такая колода из 32 карт.
Всего у нас сложилось 8 игр, но я уверена, что это не предел. Расскажу обо всех по порядку.
1. Почти шахматное сражение.
Сперва все фигуры выкладываются так, как и на шахматной доске, только без доски и прямо напротив друг друга, без центрального игрового поля.
А затем все просто. Один играет белыми, другой черными. Кто больше захватит фигур противника. Ходить можно в соответствии с возможностями фигуры, которые приняты в обыкновенных шахматах. Здесь нет цели поставить мат. Хотя можно играть и таким образом. Главное взять побольше фигур. Освободившиеся места под ход можно использовать. В другом варианте - наоборот, на свободные места уже нельзя класть свою карточку, так некоторые фигуры окажутся в изоляции, что усложнит игру.
2. Шахматная мафия.
Раньше в мафию мы играли с обычной колодой карт. Сейчас продаются специальные наборы для этой игры. Мы же решили играть в мафию с шахматными фигурами. Так как нас было всего четверо, то взяли два короля и две пешки. Если людей больше, то можно добавлять любые фигуры. Все игроки будут соответственно делиться на черных и белых. Задача, почти как и в шахматах, взять короля противника.
Карточки перемешиваются и раздаются участникам. Шахматная страна засыпает, просыпаются черные (или белые - можно решить с помощью считалочки или игры камень-ножницы-бумага). Они выбирают на кого напасть. Карта открывается. Если любая фигура кроме короля, то черные засыпают, просыпаются белые.
Тот кого открыли черные уже не участвует в игре. Белые выбирают того, на кого напасть. И если открывают короля, то они победили. Конечно, играть интереснее, если больше людей, но и вчетвером можно побаловаться.
3. Шахматное мемори.
Все карты перемешиваются и раскладываются по одной "рубашкой" вверх.
А теперь по очереди открываем пары карт. Если пара совпала, то оставляем себе, если нет, то карточки снова переворачиваются. Так как а шахматном мемори будет целых 4 пары белых и 4 пары черных пешек, то это немного упрощает задачу. Остальные фигуры по две каждого цвета соответственно снимаются этими парами. Ну, и наконец, короли и ферзи убираются черно-белыми парами, потому что каждого цвета этих фигур по одной.
4. У кого больше?
Вся колода раздается участникам на руки. Карты не смотрят и не переворачивают.
Далее все открывают первую карту и смотрим, у кого фигура ценнее? В шахматах принята "стоимость":
пешка - 1
слон - 3
конь - 3
ладья - 5
ферзь - 9
король - 0 (я бы сказала бесценен).
Итак, у кого фигура стоит больше, тот и забирает все карты. Если попадаются у кого-то фигуры с одинаковой стоимостью, они спорят - выкладывают еще карты, пока не определится победитель, который все и заберет.
Во втором варианте игры, не все участники сразу выкладывают карты, а соревнуются попарно, двигаясь по кругу. Сперва первый и второй, потом второй и третий, потом третий и четвертый, четвертый и первый.
В конце игры подсчитывается количество карт у каждого игрока, которые он забрал. У кого больше, тот и победил. Второй вариант - считать не карты, а сумму стоимости фигур.
5. Собери свои фигуры.
Для этой игры потребуются фишки и кубик. Карты переворачиваются рубашкой вверх и раскладываются в 1-2-4 ряда. Каждый игрок собирает либо черные, либо белые фигуры. В соответствии с выпавшим значением на кубике переставляем фишку, открываем карту и проверяем. Если твоего цвета - забирай себе. Если нет, то переворачиваем обратно. Побеждает тот, кто быстрее соберет все свои карты.
Ходить можно только в одном направлении, менять его только когда дальше в этом направлении идти уже нельзя. Возвращаться обратно тоже нельзя. Места, с которых карточки сняли уже не участвуют в игре, по ним уже не ходят. Можно оставлять их пустыми или сдвигать по мере удобства и необходимости.
6. Необычные шахматы.
В следующей игре нужно карточки рубашкой вверх выложить поле 6Х5. По одной карте укладывается с разных сторон. Как на фото. Именно с этой карты игроки начинают ходы.
Первый игрок открывает первую карту и передвигает ее вперед так, как может ходить фигура, которая на ней изображена. И открывает карту на которую он попал. Если изображенная фигура на открытой карте иного цвета, чем та, которой игрок ходил, то считается, что ее он сбил. Эту карту он забирает себе. Если карта того же цвета, то одна кладется на другую и так и оставляется. Затем второй игрок делает свой ход.
Далее игроки по очереди могут ходить любой из открытых карт, так как они ходят на шахматном поле и сбивать открытые фигуры или пробовать сбить те, что пока закрыты. Пустые места поля в игре используются. То есть ход может быть и пустым, просто переставить фигуру на открытое место. Каждый игрок ходит как черными, так и белыми. Задача просто забрать как можно больше фигур.
Ну, и когда все фигуры разобраны, подводим итоги - у кого больше карт?
7. Охота на короля.
Для этой игры снова выкладывается поле рубашками вверх. И снова нужно ходить фишками, только задача теперь иная. Каждый выбирает, на какого короля он будет охотиться - черного или белого? И теперь, двигаясь по полю в соответствии с выпавшим числом на кубике, нужно найти этого самого короля.
Двигаться можно только в одном направлении, менять его только в случае, если дальше идти некуда. Карта на которой останавливается фишка - проверяется, если там нет короля, то кладется назад.
Побеждает тот, кто первым достал короля).
8. Покажи и угадай.
Дети по очереди вытягивают карточку и пробуют показать ту фигуру, которая им попалась. Остальные игроки угадывают. Можно так же не показывать, а объяснять, не озвучивая названия фигуры. Усложнить задачу можно тем, что нужно так же показать-объяснить не только название, но и цвет фигуры.
Вот такая коллекция околошахматных игр у нас получилась. А всего-то с картинками шахматных фигур.
Отправляюсь в любимую Детскую галерею со свой коллекцией. Кстати, в октябре Детской галерее исполняется 3 года! В блогах ведущих снова объявлена премия Детской галереи! Спешите участвовать!
Загляну также в Галерею воображаемых игр
Спасибо за столько интересных игр! Потрясающе интересные идеи для времяпрепровождения. Я часто наблюдала, как после партии в шахматы дети начинают "свои сражения" при помощи фигур. А Вы прямо подсказываете, как можно играть еще, отобразив шахматы на карточках. Спасибо!
ОтветитьУдалитьМария, спасибо, буду рада, если идеи пригодятся!
УдалитьАнна,здравствуйте! Ой, как интересно! Мой внук играет в шахматы с 5 лет, Сейчас ему 7 лет, ходит посещает занятия в спортшколе. Любит всё шахматное! Ой, спасибо Вам!Начинаю готовить игры!!!
ОтветитьУдалитьЛюдмила Федоровна, спасибо, буду очень рада, если вам с внуком понравится играть!
УдалитьСпасибо, Аннушка. Шахматные баталии с карточками - отличная идея!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна!
УдалитьОтличные игры, Анна!
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за супер идеи!!!
Спасибо, Наталья!
УдалитьНу вы и выдумщики! Когда Олесюнька только-только начинала играть в шахматы, она такие спектакли интересные придумывала о двух шахматных королевствах. Жаль, что на видео они не попали. Но осталось много интересных шахматных рисунков.
ОтветитьУдалитьАня, твои игры отлично пригодятся малышам - для создания интереса к играм.
Аня, хотела в имени сделать ссылку на ю-туб-канал Шахматы с Олесей, но ссылка блокируется, замени, пожалуйста, на обычную ссылку блога "Развивашка"
УдалитьСпасибо, Люда, мальчики очень любят все шахматное, и спектакли, и баталии различные, все время что-то разыгрывают, и карточки им очень по душе пришлись. Жаль, что ссылка не проходит(((. Не знаю, как ее поменять, у меня не находится такой функции), придется оставить, как есть, хорошо, что второй раз ты написала уже с новой ссылкой.
Удалить