понедельник, 27 июня 2016 г.

Жизнь в лесу - практика

Здравствуйте, друзья и читатели! Вот мы и вернулись из нашего маленького путешествия. Уезжали мы недалеко, зато поближе к природе, с палаткой, спальниками и котелками. Собственно этакий кемпинг на 7 дней. Место выбрали на берегу озера Вяча недалеко от Минска. Так как мальчики у нас еще малы, то полноценный пеший поход с ними организовать трудно, тем более, если реально взрослых только два человека, так что пока мы обходимся отдыхом на природе с палаткой на одном месте или, как в прошлый раз, с переездами на машине. Сегодня я немного поделюсь своими наблюдениями по поводу организации подобной поездки, а за одно расскажу, как мы отдохнули.

Место отдыха.
Выбор места отдыха - это всегда важно, но особенно важно это тогда, когда едешь с детьми. В нашем случае мы еще были ограничены расстоянием от города, потому что машины лично у нас не было, нам только помогли с доставкой к месту и обратно. Неподалеку от Минска есть несколько водохранилищ, которые можно использовать для отдыха: Петровское, Заславское (Минское море), Дубровское, а также озеро Вяча. Собственно эти места мы и рассматривали. Возможно, кому-то пригодятся мои наблюдения, потому делюсь.
Заславское и Дубровское водохранилища мало подходят для длительных стоянок, на мой взгляд, сюда можно приехать на день-два, чтобы готовить шашлык, отдыхать и купаться. Здесь хорошо оборудованные пляжи, на Дубровском даже платные, но все уж слишком окультурено. Конечно, возможно и здесь имеются тайные места, где можно без проблем разбить лагерь и найти дрова, но то, что сумели изучить мы к такому виду отдыха не располагает. Здесь весьма трудно найти хороший лес, где хватает "топлива" для завтраков-обедов-ужинов.
Петровское водохранилище и Вяча в этом отношении значительно выигрывают. С лесом тут полный порядок. При этом на Вяче, например, есть относительно организованные пляжи с мангалами, навесами, беседками и биотуалетами. Возможно, на Петровичах этого добра сейчас тоже хватает, но я там давненько не была. Таким образом, мы остановили свой выбор на озере Вяча.
Место стоянки.
Выбрали самый большой пляж, а потом долго определялись с местом для лагеря, очень уж не хотелось потом перемещать палатку, если что-то пойдет не так. На что я обращала внимание:
- некоторая уединенность, даже закрытость лагеря;
- достаточно ровная земля под палатку;
- палатка не должна стоять в низине;
- тень;
- солнечное местечко для сушки белья;
- достаточно просторная полянка, чтобы палатку не ставить под кустами, а мангал располагать подальше от нее;
- отсутствие муравейников, гнезд ос, земляных пчел и прочих;
- отсутствие высоких деревьев, что опасно в случае грозы.
В общем, такое место мы нашли! И благополучно прожили там 7 дней! Если бы еще поближе к месту купания, но это не реально), так что имеем то, что имеем.
Палатка.
Поставили палатку, муж говорит:
- Как нам в такой огромной места раньше мало было?
Так вот секрет в том, что надувной матрас значительно уменьшает размер палатки. Он "поднимает" уровень пола, а, как известно, палатка шире как раз внизу).
Самые лучшие для лета легкие спальники с полиэстровым внешним слоем. У нас такие были только для детей, так вот скажу вам, что в них не холодно и не жарко. Я же лично замучилась париться вечерами и греться ночами))).
Кухня.
Организовали кухню. Нам удобнее всего оказалась большая коробка, которая набита бумагой, средствами для растопки, посудой и самыми ходовыми продуктами. Все это при надобности накрывалось полиэтиленом.
Сегодня все заботятся о природе. Это и хорошо, но насколько проблемным стало разведение костров. Не знаю, где и как, но на Вяче разводить костры в принципе запрещено - только в мангале. Тут жги сколько хочешь, но горит определенно хуже. И в данном случае самым удобным для приготовления пищи оказалась решетка, которую просто клали на мангал, а сверху уже ставили котелки. Только подкидывать дрова не очень удобно, но зато закипает все быстрее.
Дрова дровам рознь. Наверное, все знают, что трухлявые плохо горят. Но вот если слегка - то вполне неплохо. Очень удобным для мангала оказалось колоть дрова помельче. А еще отлично пошли сосновые смолистые, так быстро у нас на костре никогда не готовилось! Но вот полыхали они страшно, а котлы оказались настолько закопченными, что их взять невозможно было. Мы потом все черные ходили от сажи.
Семь дней готовить на мангале и не чистить его невозможно! Установлено опытным путем. На пятый день из-за огромного количества золы даже смолистые щепки гореть не хотели). Пришлось выгребать золу лопаткой детской. Конечно, лучше бы было просто вытряхнуть мангал, но он был горячий, а ждать мы не могли. В общем вытряхивали уже на следующий день.
Питание.
И пусть на меня сейчас накинутся приверженцы здорового питания, но при отсутствии холодильника, в ограниченных условиях приготовления пищи, приходиться мириться с большим количеством тушенки. Хотя мы фактический каждый день готовили супы (в основном гороховый и макаронный), пусть кушали немного овощей и фруктов, пусть в нашем меню присутствовали ягоды (как раз сезон), но в остальном были каши и макароны с тушенкой. И Это было очень, ну, просто ОЧЕНЬ вкусно!
Мы жарили шашлык три раза (когда приехали и потом после того, как съездили в магазин, но в основном меню весьма однообразно - картофель с тушенкой, рис с тушенкой, перловка с тушенкой, макароны с тушенкой, гречка с тушенкой.... Собственно крупу можно брать любую))). А вообще есть большой плюс в туристическом питании - режимность. И дети все едят, потому что знают, что если не съел, то потом ходи голодный.
Рыбалка.
Мы пытались рыбачить. Точнее муж и немного мальчики. Но нам не везло. Улов приходилось отпускать, в связи с его мизерным размером, что на уху не хватало. Впрочем, были и более удачливые рыбаки, они там - на Вяче - с утра до вечера. Хотя на озере, конечно, лучше рыбачить все же с лодки. У нас же удочка - и все. В любом случае, мальчики были очень довольны таким времяпровождением и изучением улова.
Купание.
За что многие любят лето, так это за возможность освежиться в водичке. В Беларуси морей нет, температура в озерах, а тем более в реках редко достигает 21 градуса. Но нам повезло. Честно сказать, температуру мы не замеряли, но начиная с первого дня купались, и с каждым днем вода была все теплее и теплее. Дети очень любят воду, вытащить их оттуда нереально.
Для водной безопасности у нас были нарукавники, а для водных игр - кораблики, водяные помпы и мячик. Мячик рискованно уплывал вдаль, кораблики популярностью не пользовались, а вот с водяными помпами дети не расставались. По правде сказать, с ними переиграл весь пляж, каждый раз находились желающие пострелять. Очень рекомендую эту игрушку.
А еще для Родиона любимым развлечением стало вылавливание водорослей, он просто копошился у прибрежного "болотца".
Эля же не расставалась с очками, пытаясь разглядеть что-то в мутной озерной водице. Мы ходили купаться по три раза на дню, вот уж наплескались дети!
Вообще на Вяче несколько пляжей, и даже в пределах нашего было очень много разных входов в озеро. Мы выбрали "детскую" территорию. Тут была удобная заводь, в пределах которой запросто плескались малыши. Очень мягкое и чистое дно. Отсутствовала водная растительность.
Прелести цивилизации.
Скажу честно, я искренне благодарна работникам, которые поддерживают порядок на пляже №2 озера Вяча. Там действительно чисто! Никакие веселящиеся компании не испортили отдых мусором и битым стеклом. Там даже окурков почти нет! Из приятного - беседки и мангалы, которыми пользуются все те же веселящиеся компании. А из самого приятного - биотуалеты. Кто жил в лесу в течение нескольких дней, понимает, насколько это важно бывает иногда. По выходным приезжает автолавка, но мы не знали и пропусти, потому пришлось во вторник кататься в агрогородок. А еще приезжает кафе, что тоже может быть удобно. Мы с удовольствием  оценили мороженое.
Гигиена.
В моей туристической юности была поговорка: гигиена - враг туриста. Наверное, в этом что-то есть). Но когда проводишь дни на природе с детьми, то с гигиеной приходится считаться. Раньше туристы не сильно задумывались о чистоте воды. Помню, как мы запросто кипятили речную или озерную воду, а в ней готовили кушать. Сейчас о питьевой воде все же приходится заботиться, даже самой не очень хочется готовить на озерной воде. А вот посуду мыли мы в озере. Только после этого приходилось или протирать, или споласкивать питьевой водой. Умывались дети тоже питьевой водой, зубы чистили. Очень пригодился запас влажных салфеток - то лицо, то руки протереть. А вот мыло детское жидкое мы почти не использовали, все больше хозяйственное. И руки помыть, и постирать, и посуду.... Зато я детским мылом и речной водой голову мыла, потому что ходить с грязными волосами уже не могла.
Дождь.
Пришлось нам пережить один дождливый день. Даже не так один СТРАШНО дождливый день. Лило как из ведра. Тента над кухней у нас не было, приходилось костер под дождем раздувать. Я промокла до нитки, потом отжимала все, растиралась, но зато было весело. Дети в дождь в палатке просидели, благо был запас карточных игр.
Палатка дождь выдержала легко, намокшие вещи высохли на следующий день, обувь сушили у костра, все кухонные приспособления надежно скрыл полиэтилен, а пеньки, на которых мы сидели, спас пляжный зонт. Я вот приметила, что ни один более-менее длительный поход не обходиться без дождя. Наверное, это просто необходимо для полноты ощущений.
Развлечения.
Чтобы детям не приходилось скучать, я брала с собой кое-какие игры и игрушки. Жизнь на природе просто просит активных развлечений, потому дети учились играть в бадминтон. Мы с мужем тоже повеселились, перебрасывая воланчик.
Пришлась к месту "летающая тарелка". Дети даже свои игры с ней придумывали: в каких-то котиков, которые пытались ловить тарелку, если ее не словили другие игроки.
Конечно, мяч тоже был популярен. В основном играли в футбол - просто семейная игра у нас. Дети и сами играют, и с папой, и мы все вместе. А Артур и вовсе один играет на двое ворот. То с одной стороны, то с другой голы бьем и счет ведет.
Были у нас и всякие лопатки-ведерки, а также два грузовичка. Дети с удовольствием копали, строили что-то, устанавливали люки и разыгрывали автомобильные действа. Особенно понравилась самостоятельная игра Родиона в грузовичка-малыша и грузовик-папу. Малыш хотел кататься по люку, а папа ему не разрешал. Тогда малыш сказал: "Ах, так! Я тогда тебя забуксую!" Прицепил папу и стал катать. Укатал. Отцепил, а папа и говорит: "Ну, ладно, катайся!"
Была у нас коллекция карточных настольных игр - целых 7. Очень удобная вещь для похода. Развлечение в кармане. Минимум места, но прекрасно занимает всех - на любой вкус и возраст. Дети чудесно спасались играми в дождливый день, да и так, вечерком, могли поиграть всей семьей.
Не обошлось без книг. Читали на ночь в основном, но прочитали много. А еще брала тетради с лабиринтами и наклейками. Тоже отлично занимало детей, когда у меня не было времени их развлекать.
Были с собой у меня и принадлежности для творчества. Мы много рисовали. И я, и мальчики, а Эля все время заполняла (зарисовывала) что-то в своем дневнике наблюдений. После поездки у нас скопилась целая экспозиция рисунков. Решили даже выставку организовать).
Кроме того мы делали поделки, но обо всем этом я расскажу подробнее в другой статье, потому что игр и развлечений из подручного (или почти подручного) материала оказалось много.
Наблюдения.
Быть на природе и не наблюдать за ней - это невозможно, неправильно. Мы возможность не упускали. Изучали букашек, растения, птиц, рыбешек.... В общем дел было много. По этому поводу у меня родился целый цикл мини-зарисовок, очень надеюсь ими поделиться с вами в самом ближайшем будущем.
Ягоды.
Ох, как нам повезло! И время удачное, и место! прямо у лагеря можно было подсобирать немного землянички, а чуть отойди в лес - там ее пруд пруди! Мы с детками с удовольствием ее собирали.И лучше всех справлялся с задачей Родион. Он сразу отлично усвоил, что нужно на корточки садиться - не лениться, кустики ворочать. Больше всех ягод собрал наш малыш!
Одежда.
Вот если честно, то одежды я взяла много. Но так как ехали мы на машине, то проблемы никакой. А вообще для похода было всего многовато. Важно не лениться и стирать.  Собственно я не ленилась. Все время все веревки завешаны были. Дети купаются, а я на них поглядываю, одежду постирываю ) - удобно. Ну, а если серьезно, то вещей должно быть по 1-2 позиции каждого наименования. У нас кое-чего и по три-четыре было. В палатке по углам распихано так, что кое-что и не находила, да так и обошлась без этого. Только так и понимаешь, что так много брать совсем не обязательно. А походить в лесу можно и в не самой чистой одежде, все равно, через час чистая становиться грязноватой.
Мелкие вредители.
Самые частые гости - комары. Мы с ними боролись самым древним способом - убивали. Вообще был и крем от комаров детский, и спирали. Но пользовались мы этим мало. День длинный, пока комары активизируются, так и спать пора. А вообще спирали помогают вполне неплохо. Радика кусали больше всех, наверное, потому, что он их не убивал, а только звал, чтобы ему помогли избавиться от кровососа. Сколько не убеждали хлопнуть по комару - все бесполезно. В итоге парня укусили прямо в верхнее веко. И ходил он у нас два дня с опухшим глазом. Залетали и оводы, слепни.... Но больше у озера атаковали. Этих уже и Артур убивать опасался. Кстати, появились они только день на четвертый-пятый, до этого ни одного мы не встречали. Самое гадкое - клещи. И хоть поляна выкошена была, но из лесу прискакивали. В итоге все же на Радю напал один, правда, сняли, что еще толком и укусить не успел. Ох и любят малыша всякие гады.
Домашние любимцы в лесу.
Наверное, очень многие ездят на отдых к озеру с собаками. Но вот мы взяли с собой не совсем привычное животное - черепаху Мусю. Попугая и хомяка мы оставили на попечение бабушки, а вот Мусе реши предоставить максимум солнышка и свежего воздуха. Ох, и активизировалась черепашка! Гуляла по 10 раз на дню, на клевер охотилась и пробегала приличные расстояния, только глаз да глаз за ней нужен был. Спрячется в траву - и не найдешь. А вообще, очень удачно мы ее с собой прихватили все-таки, самое место черепашке на природе.

1. Вот это да! Какие вы замечательные туристы оказались! Спасибо за то, что поделились впечатлениями - как будто сама с вами пожила в палатке . Класс!

1. Алена, спасибо, мы провели замечательное время, рада, что удалось немного показать это.

2. Спасибо, Анна, за подробный рассказ! Я вряд ли решусь, а вот навыки всё равно пригодятся.

1. Светлана, спасибо, если вы любите отдых на природе, то нужно решаться - удивительный, невероятно интересный опыт!

3. Ух, ты!!!
    Мы только туда и обратно, а вы вон чего!!!
    Аня, вот это да! У меня аж слов не хватает, какие молодцы, это ж сколько впечатлений-воспоминаний-эмоций у детей за семь дней!!!
    Спасибо за такую полезную детализацию. У меня одни ахи-охи, а ты так обстоятельно все проанализировала, очень интересно!!!

1. Юля, спасибо, очень рада, что тебе понравилось. Зато у вас все серьезно. А охи-ахи - это тоже чудесно!

4. Отличный отдых у вас получился! :) Молодцы какие!!! Сама обожаю турпоходы, сплавы, но с маленьким ребенком пока не решаюсь.

1. Спасибо, с маленьким ребенком, конечно, трудно, но с Родионом мы ездили, в его полтора, отлично было.

5. Ну елки-палки, как же хорошо, даже завидно... Вот оно счастье!!! Пусть даже с тушенкой... Я тоже не исключаю сосисок, колбасок и тушенки в определенных условиях, ну не ходить же голодными.
    А сколько впечатлений, да всей семьей! Охана...

1. Жанна, спасибо, да тушенка и сосиски - вполне себе вариант))), главное, настроение))).

6. Мы тоже отдыхаем с палатками, но у нас почти цивилизация с собой. Газовая плитка, биотуалет, сейчас сделали душ и солнечные батареи пришлось купить, потому что не нашли холодильник,работающий от газовой горелки.
    Мыс собой собаку берём, она рыжей масти под цвет сухой травы,однажды почти потеряли, потому что спала она крепко, а мы её не видели.с тех пор яркий платок на шее.
    А на черепаху можно флажок сверху на панцирь.

1. О, Таня, вы серьезно))). А я как-то не признаю газовую горелку - вся прелесть теряется))). Холодильник, конечно, удобно. Про флажок - хорошая идея, будем использовать).

7. Мы тоже отдыхаем с палатками, но у нас почти цивилизация с собой. Газовая плитка, биотуалет, сейчас сделали душ и солнечные батареи пришлось купить, потому что не нашли холодильник,работающий от газовой горелки.
    А на черепаху можно флажок сверху на панцирь.

8. Как же интересно вы, Аня, все рассказали. Читала и представляла себя на вашем месте. Даже черепашка насладилась природой! А вот клещи, пожалуй, самый главный неприятель, который может испортить отдых на природе(((

1. Нелли, спасибо, рада, что понравилось). Клещи, действительно - и неприятно, и опасно(((.

9. Ну вот такой отдых - это то, чего мне уже давно не хватает)) Вы большие молодцы, что так с ребятишками выбираетесь, это самое настоящее счастье))

1. Ольга Анатольевна, спасибо, дети сами в этом году так просились, что отказать им было невозможно))).

10. Как же я вам всем завидую!!! Семейный отдых на природе, в палатках, у костра - супер! Спасибо, Аннушка за рассказ, за увлекательные приключения

1. Анна Борисовна, спасибо, отдых действительно был чудесным!

11. Красивые места! И ездить далеко не надо!

12. Анечка, спасибо!!! Такой подробный рассказ, просто инструкция для отдыхающих:)
    На меня ностальгия накатила, вспомнила отдых с палатками!

13. Спасибо за подсказки. Мы планируем поход на выходные с ночевкой,конечно, я на неделю бы не отважилась. И мелкого самого брать не планируем. Вы отчаянные! Молодцы.)
    Можно твой рассказ использовать во время сборов, чтобы ничего не забыть.

1. Олеся, очень рада, что статья вовремя). Мы в первый "поход" с детьми ездили, когда Родиону было 1,5 года. Было очень легко и весело).

14. Красота! Я сама с палаткой только однажды путешествовала - в школе классом в поход ходили. Ох и здорово было!
    С мужем собираемся купить палатку и всей семьей в поход пойти - так что статья прямо в тему. Спасибо, Анечка!

1. Людочка, спасибо, буду очень рада, если что-то тебе пригодиться. На природе отдыхать - это чудесно!

15. Классный отдых!:) Прочла и будто сама там побывала!:)

16. Анна! как замечательно вы на природе отдохнули!!! и опытом такого длительного пребывания поделились! спасибо!!

17. Добралась наконец до твоих заметок! Божемой, какая память детям! Отдых в палатке, купание, ягоды, наблюдения, готовка на огне! И даже страшно дождливый день. Все включено)))) Здорово! Понравилась идея с решеткой на мангале, чтобы готовить. Но как в походе без тушенки? Не обойдешься. И без сгущенки. А уху можно варить даже на мелочишке. Ароматно.

1. Оля, спасибо). Решетку мы придумали несколько лет назад и остались очень довольны этим изобретением))). Уха на мелочишке - да, чудесно). Только за раз максимум мелочишки было пара штук, тут уж и на уху не хватит))), так что пришлось обойтись.

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...