среда, 23 марта 2016 г.

Знакомство с Израилем

Израиль - удивительное государство, одно из древнейших и в то же время совсем молодое, здесь горы и пустыни, соленое Мертвое море и красота Красного моря, здесь растет все, что и не должно бы расти, тут огромное количество перелетных птиц и скорпионы, здесь корни религий, древнейшие постройки, высочайший уровень науки и войны. Все бок о бок на совсем небольшой территории, на которой живет так много людей. А еще здесь очень интересный язык. Всем этим мне и хотелось поделиться с детьми. И как всегда мы сперва искали Израиль на карте. Задача оказалась не из легких, ведь на большой политической карте мира цель нашего путешествия значилась просто номером 38. С небольшими подсказками дети все же справились.

Израиль в 9 раз меньше Беларуси, его площадь всего около 27 000 кв. км. А население Израиля всего на 2 миллиона человек меньше, чем проживает у нас – 7 628 000. Причем в стране количество населения ежегодно увеличивается, таким образом, уже через несколько лет в Израиле будет жить больше, чем в Беларуси. И на этой маленькой территории удивительная и разнообразная природа. Мы с детьми создаем наш маленький Израиль из песка, камней и даже соли, ведь берег Мертвого моря соленый, как и само озеро.
Самая высокая точка в Израиле - гора Хермон (2294 м над уровнем моря). Озеро Кинерет - фактически единственный источник пресной воды вместе с самой крупной рекой Иордан (берет начало в горах, проходит озеро, впадает в Мертвое море). Иорданская долина с самой низкой частью суши в мире – более 400 м ниже уровня моя на севере Мертвого моря. Иудейская пустыня – от мертвого моря до Иерусалима. Пустыня Негев в южной части страны. На западе берег Средиземного моря. А на юге маленький, но невероятно красивый берег Красного моря. В Израиле встречается около 2600 видов растений, 150 из которых вообще только там и можно увидеть. Не смотря на пустыни, люди создают здесь уникальные заповедники флоры. 
Фауна тоже разнообразна:   7 видов амфибий, почти 100 видов рептилий, 500 видов птиц и приблизительно сто видов млекопитающих. Наиболее распространены в Израиле:
Дикие животные: кабан (вепрь), волк, гиена, лисица, барс (леопард), олень, заяц, одногорбый верблюд.
Птицы: голубь, орел, сова, перепел, куропатка, пеликан, аист. Птиц вообще великое множество, потому что именно здесь проходят пути перелетных птиц.
А так же черепахи, змеи, ящерицы, хамелеон, скорпионы, пауки.
Дети заселили как смогли нашу территорию.
 Если в бразильском путешествии всех уничтожали крокодилы, то в Израиле самыми страшными животными оказались скорпионы. Любят мальчишки похулиганить))).
Пока Родион играл в нашем импровизированном Израиле, мы со старшими детками внимательно изучали карту Израиля, а за одно и раскрашивали то, о чем уже говорили - рельеф, животные и растительный мир. Карта оказалась весьма полезной и увлекательной, спасибо огромное Бабочке Яночке!
А дальше мы отправились в путешествие по Израилю и сперва очутились на Мертвом море. Удивительный природный заповедник. Мертвым его назвали потому что здесь настолько соленая вода, что в ней практически не живут живые организмы, за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан. От того, что вода очень соленая, то в ней невозможно утонуть, вода держит на поверхности. Как это происходит мы выясняли опытным путем. В одну банку налили чистой воды, в другой растворяли соль. Сначала не так уж много.....
 И в итоге получили соленость воды обычного моря, в котором вода тоже держит, но не так сильно. В воду опускали яйцо и смотрели, как оно плавает.
 Потом соли набухали очень много. Где-то полкило на 700 мл))).
 На этот раз яйцо плавало уже очень хорошо, выглядывая на поверхность. А вот в пресной воде лежало на дне.
Казалось бы, что это озеро должно быть весьма удобно для отдыха с детьми, но нет - наоборот. С малышами здесь даже опасно. Берега состоят из соли, в которой не очень-то поиграешь, даже босиком пройтись может быть больно. А в воде нужно вести себя очень осторожно - не плескаться и не баловаться, не нырять, потому что вода столь соленая, что попадание ее на слизистые - в нос, в рот, в глаза - очень опасно, а уж если наглотаться - то и подавно. Там настолько много соли, что ветки, попавшие в Мертвое море обрастают кристаллами. Самый быстрый способ сделать соляные кристаллы мы с детьми и опробовали. Перелили всю нашу соленую воду в кастрюлю, бросили туда палочку и поставили на плиту.
 Позже, когда вся вода выкипела, мы получили вот такую палочку с кристаллами).
 А пока было только начало процесса, мы с детьми попытались получить из соленой пресную воду. Дело в том, что в Израиле ощущается недостаток пресной воды, но там давно используют различные способы ее получения из соленой. Большинство из них дорогостоящие, и все достаточно медленные, но это очень важное достижение. Доступный в домашних условиях способ - выпаривание. Когда вода, превращаясь в  пар оседает в виде конденсата, который уже является пресной водой. Соль остается на дне сосуда. В нашем случае конденсат оседал на крышке кастрюли.
 Мы его слили в чашку и попробовали. Действительно вода была почти не соленая. Думаю, что немного соли все же попало на крышку во время активного кипения. И все же, по сравнению с тем, сколько соли было в нашем растворе, воду можно считать пресной))).
После Мертвого моря мы отправились на юг Израиля, чтобы полюбоваться красотой Красного моря. Только здесь можно увидеть такое буйство красок подводного мира. Невероятно красивые яркие рыбы и коралловые рифы. Сначала восковыми и пастельными мелками мы рисовали море.
 А потом из яркого пластилина делали рыбок.
 И наконец добрались до рифов. Если иметь яркоокрашенные свечи, то можно было бы просто накапать воском. Но мы таких не имели и сделали рифы иначе. Капали парафином на картинки, чтобы получить формы рифов....
 А потом засыпали крашенным рисом, пока парафин не застыл. Вообще-то рифы, конечно, не такие разноцветные, но у нас все было смешано, потому вышли очень необычные кораллы.
 Вот они - готовые картинки.
И вот мы решили поговорить об истории Израиля. Государство очень древнее, но при этом современный Израиль создан только в 1948 году. Как так получилось. Конечно, историю Земли Обетованной мы узнавали из Библии. Ведь иудаизм и христианство имеют одно начало, причем иудаизм более древняя религия, Книга книг положила начало и Библии. В Ветхом завете мы находим историю Авраама, которому была обещана израильская земля. Говорим о том, как евреи попали в Египет.
 И наконец-то знакомимся с историей Моисея и исходом евреев из Египта.
 У нас есть книжка с многоразовыми наклейками, в которой можно не только прочитать, но и разыграть исторические события.
 И вот пустыня, по которой 40 лет Моисей водил евреев. Я решила предложить детям пустынный лабиринт. Для этого собрала всякий "мусор" в виде кусков картона, разрезанной втулки от туалетной бумаги, крышек от бутылок, палочек от мороженого, кусков самозастывающей массы и нарезанной пластиковой тарелки. Все это в хоатичном порядке было приклеено клей-пистолетом на крышку коробки из под обуви.
 Вот такой лабиринт получился. Синий кусочек в углу - выход. Именно туда нужно и привести народ, в роли которого выступает стеклянный шарик.
 Игра получилось увлекательной.
 Особенно понравилась она Родиону, он снова и снова выводил шарик из пустыни.
А пока младшенький был занят лабиринтом, мы со старшими детками говорили про дальнейшую историю государства Израиль. На самом деле народу пришлось пережить очень много завоеваний, переселений и даже массовое уничтожение во Вторую мировую войну. Еврейские земли завоевывались в разное время ассирийцами, Вавилоном,Римской империей, Византией, персами, крестоносцами, мамлюками....
В 1517 году здесь обосновалась Османская империя, и целых 400 лет владела ею. Поражение в Первой мировой войне привело к распаду Османской империи. Территория Израиля была занята Великобританией.
А после Второй мировой войны, решением ООН в 1948 году было провозглашено государство Израиль. Но и на этом войны не закончились. Израильтяне до сих пор ведут борьбу за земли, которые считают своими. За все время существования нового государства были войны с Египтом, Иорданией, Палестиной (Сектор Газа), Ливаном, Сирией, Ираком. Еще в 20 веке с Египтом и Иорданией были подписаны мирные договора и определены границы, а вот с севера границы государства Израиль до сих пор размыты. В связи со всеми этими конфликтами в государстве большое значение придается вооруженным силам. В армии служат и парни, и девушки. Молодые люди каждую неделю на выходные отправляются домой, при этом они никогда не расстаются с оружием. А еще нагрузки в армии весьма существенные, конечно, есть там и марш-броски с полной выкладкой. Мы вооружились только автоматами, но решили пройти полосу препятствий.
Переход по бревну.
 Ползком по тоннелю.
 Перепрыгивание препятствий.
 И снова ползком.
 Опять прыжки, но уже по кочкам.
Эллинка ограничилась одним кругом, а мальчики набегались и наползались в свое удовольствие.
Настал черед побывать в Иерусалиме - древнейшем городе и столице Государства Израиль. Конечно, в Иерусалиме есть что посмотреть, но мы решили остановиться на двух религиозных памятниках. Один христианский - Храм Гроба Господня. Мы вспомнили про распятие Иисуса Христа, про его воскрешение. Считается, что на месте погребения Иисуса построен Храм. Именно здесь на Пасху сходит Благодатный огонь. Верующие зажигают от него связки из 33 свечей и передают по всему миру. 33 - возраст Христа, к котором он был распят. Я предлагаю детям найти в комнате 33 свечи, не настоящие - картонные.
Когда свечи собраны дети выкладывают их по размеру.
Задача оказалась трудной даже для Эллинки, потому что свечей много, но мы справились. Вообще мы их выстраивали по высоте, но можно было и по толщине. За одно и пересчитали снова.
Священное место для иудеев, впрочем, в последнее время для верующих различных религий тоже, - Стена Плача. Это часть Западной стены на Храмовой горе. Раньше на горе располагался иудейский храм, сначала первый, потом второй, построенный на месте разрушенного. Но и второй был снесен. Осталась только вот эта стена, которая даже не самого храма, а стен, которыми была обнесена Храмовая гора. Эту часть назвали Стеной Плача, потому что иудеи приходят сюда оплакивать разрушенный Храм. Здесь они молятся. А еще верующие со всего мира приезжают сюда, чтобы оставить между камнями свои записки с молитвами и просьбами. Конечно, желать материального - это не правильно, есть намного более важные вещи нематериального характера. Маленьким детям очень трудно это понять, найти такие желания, но мы все же попытались. Мы строили свою стену, и стая каждый "камень" желали чего-то - любви, спокойствия, здоровья, взаимопонимания, быть счастливыми, дружить, уважать друг друга, помогать, расти духовно, добиваться целей, уметь их ставить....
 Мы желали не столько себе, сколько другим - родным и близким, незнакомым и далеким. Мы желали мира и добра, избавления от заболеваний, чтобы никто не голодал.... Сначала мальчикам было трудно, но постепенно, все больше и больше новых желаний озвучивалось, особенно у Родиона хорошо получалось, и хоть часто он повторялся, желая всем по очереди быть хорошенькими, добренькими, здоровенькими и красивенькими, но так искренне, с улыбкой и зажмуренными глазами....
А потом мы перешли к государственным символам Израиля. Конечно, мы делали флаги.
 На флаге шестиконечная Звезда Давида, которая символизирует 6 добродетелей: бескорыстие, искренность, целомудрие, скромность, смирение и щедрость. Белый фон – это символ чистоты, а голубые лазурные полосы – символ молитвенных одеяний иудеев.
 На карте мы тоже раскрасили флаг, а за одно и герб. Поговорили о том, что он означает. Щит с изображённой на нём менорой(семисвечником), стоявшей в Иерусалимском храме. Семисвечник обрамлён оливковыми ветвями, символизирующими мир; под основанием меноры — надпись:ивр. ‏ישראל‏‎‎‎ — «Израиль». Геральдический щит — всегда синий, тогда как изображения меноры и оливковых ветвей могут быть белого (как на президентском флаге) или золотого цветов.
Еще один символ Израиля - гимн. Его мы с удовольствием послушали, очень красивая мелодия. И текст, хоть и непонятен, но звучит). 
А еще мы решили заглянуть в Латрунский монастырь Богородицы, который находится недалеко от Тель-Авива. Нам было интересно то, что тут живут монахи-молчальники. Они дали обет молчания и теперь не разговаривают. Вот и мы решили поиграть в молчанку. О, как любима эта игра многими родителями! Но дети долго в нее играть не могут, потому мы решили ее расширить. На полу я выложила карточки животных. Задача - по очереди, выбирая любое животное, изобразить его без слов и звуков, а остальные должны угадать. Ответ просто показывается пальцем на нужную картинку.  
 Удивительно, как долго молчали дети! Всех животных показали и угадали.
Много чем славится Израиль. По количеству Нобелевских премий он впереди планеты всей. Очень много открытий и достижений в области компьютерной техники, информационных технологий, медицины и, конечно, в военной сфере. ВВС Израиля считаются одними из самых сильных в мире. Кстати, мирная авиация тоже впереди планеты всей. Именно израильская авакомпания считается одной из самых надежных в мире. В общем, раз такое дело, то решили мы сделать самолеты. Для этого обклеили втулки от туалетной бумаги цветной бумагой.
 Потом приделали картонные крылья и хвосты.
 Вот такие самолетики получились.
 У мальчиков можно даже пассажиров и пилота в самолеты всунуть, а у Эллинки пилот сверху, зато впереди аккуратный нос))).
Есть в Израиле и флот. И рыболовецких судов хватает. Кораблики мы строить не стали, а поиграли в игру Кораблекрушение. Газета - корабль. Плыла команда на нем, плыла... Да напоролась на рифы.
 И вот на воду была спущена шлюпка (газета складывается пополам). И поплыли наши потерпевшие к берегу.
Но снова рифы. Пришлось собирать плот из остатков шлюпки.
 И снова плот разломался.
 А к берегу на одной доске добирались))).
Пришла пора познакомиться в ивритом. Это очень интересный язык. Есть в нем несколько особенностей. Первая - пишут и читают в нем справа налево. Артуру очень это понравилось, у него совершенно не составило труда именно так читать и писать). Вторая особенность - отсутствие гласных. Вместо них в иврите есть огласовка, которая в виде значков указывается в основном под буквами. Знакомились мы с языком благодаря блогу Иврит Алфавит. А еще я пользовалась материалами вот здесь (можно даже посмотреть как писать букву) и здесь. Вообще у нас были очень интересные тетради Цифры и Цвета на иврите, которые мы получили в подарок от Бабочки Яночки. Именно с ними мы и знакомились с языком. Все цифры называли на иврите (русская транскрипция здесь). Я даже подписала карандашом русскую транскрипцию под словами на иврите, причем писала именно справа налево. Артур с удовольствием читал.
Родион же занимался по второй тетради - Цвета. Названия цветов в русской транскрипции я брала здесь
 Очень понравилась малышам называть цвета на иврите. Родион выполнил все задания, и на каждую наклейку твердил цвет).
Еще мы изучали названия транспорта на иврите по чудесной раскраске. Правда, на раскрашивание в этот раз уже не осталось сил).
 Ну, и в финале, мы как смогли нарядили Родиошку))). Артур примерять строгие костюмы, подобные еврейским, отказался.
 А потом мальчики смотрели еврейский народный танец.
 И даже пытались танцевать.
Вот такое удивительно увлекательное путешествие в Израиль мы совершили.
Покажемся в Детской галерее
http://www.withsmile.ru/2016/03/kids-link18.html

22 комментария:

  1. Как же все увлекательно, интересно, доступно, наглядно...
    Родион в танце - супер!!! Вот это путешествия по странам Вы совершаете со своими ребятами, Анна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна, мне самой невероятно интересно, ведь пока собираю материал и готовлю игры сама очень много узнаю.

      Удалить
  2. Я все еще от вашей Англии отойти не могу, столько всего там было! А тут уже и Израиль) Интересно, что на очереди?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Дарья, скоро-скоро будет новое путешествие))).

      Удалить
    2. Ждем и складываем в копилку! Мне правда все очень нравится, даже ссылку на них оставила в последнем посте :-)
      http://mama-doctor.ru/moi-otzyvy/tematicheskie-nedelki-zabirayte.html

      Удалить
  3. Сколько всего...и мертвое море, и красное, и монастырь, и пустыня и рифы!!! Чудо, а не мама. И деткам полезное занятие и веселое времяпровождение. Я в восторге.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина, спасибо, очень трудно выделить что-то более интересное или основное про каждую страну, столько информации всегда - лавина! Но очень хочется детям рассказать побольше.

      Удалить
  4. Супер. Жду не дождусь, когда сынуля подрастет, чтоб тоже так по странам путешествовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо, буду рада, если вам наши игры пригодятся в будущем!

      Удалить
  5. Аня, я в восторге! столько придумали, заранее подготовили и так классно провели! Ни одного отступления от фактов - все подробно и доброжелательно. Спасибо. Для самой себя возьму на вообружение ваш метод изготовления лабиринтов и идею про строительство Стены Плача с пожеланиями для родных и знакомых. Жду ваши записочки с пожеланиями для того, чтобы по-настоящему отнести их в Иерусалим и положить между камнями Стены. Разрешите часть вашего поста скопировать и опубликовать в своем блоге с активной ссылкой на продолжение в ваш блог.
    Книжку про Моисея тоже с удовольствием бы почитала. Если выберите время, расскажите о ней подробнее.
    На все свои странички в соцсетях послала ссылки про этот пост. Пусть у вас будет много заинтересованных читателей. Мамам есть чему у вас поучиться и перенять опыт. Удачи вам! Детям привет и самые наилучшие пожелания. Надеюсь на долгое дружеское общение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо, Яна, трудно не ошибиться, когда мало знаешь о государстве, но я очень старалась. Несколько дней погружалась в историю, культуру, язык. Мне самой это невероятно нравится, столько нового и интересного. Каждое государство интересно изучать, но Израиль меня очень впечатлил. Я буду стараться написать записочки, очень хочется, нужно только собраться с мыслями, большое спасибо за эту возможность. Буду рада, если игры пригодятся. А книга про Моисея достаточно простая. Там выдержки из Ветхого завета и многоразовые наклейки, которые можно клеить в книгу в соответствии с сюжетом - младенец Моисей, Египетское рабство, Исход из Египта, Путь через пустыню, Скиния. Конечно, если хотите, можете опубликовать часть поста у себя, буду рада.

      Удалить

  6. Опять на одном дыхании!
    Самое интересное, что ваши белорусские экскурсии по всему миру гораздо более полезные и познавательные, чем у некоторых туристов, действительно побывавших в этих странах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена, возможно это так, хочется верить, что если детки когда-нибудь попадут в эти страны, то постараются все в живую увидеть.

      Удалить
  7. Анна, мне тоже очень понравилось ваше путешествие. Много интересных игр и опытов. Молодец!

    ОтветитьУдалить
  8. Очень объемное и интересное занятие по Израилю. Признаюсь, что мне вредно читать на темы по которым вскоре будем работать, но не удержалась :-) . Мне очень понравилось получение кристаллов при помощи выкипания воды. Кристаллы из буры мы уже не раз делали, а вот из соли всего один раз, но не этим путем. Обязательно попробуем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, очень рада, что вы нашли для себя что-то интересное. А я, наоборот, люблю побродить в поисках идей по интернету, чтобы собрать их в кучу, отфильтровать, преобразовать и добавить свои))).

      Удалить
  9. Живу в Израиле с самого детства и то узнала новые вещи для себя, прочитав это пост!
    Нет слов, чтобы описать мое восхищение Вашей семьей и Вами лично!
    Понятно только одно – детям крупно повезло с такой мамой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо большое. Вот как бывает), не ожидала, что благодаря моему посту и жители Израиля смогут узнать что-то новое).

      Удалить

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...