Чем заняться с ребенком? Превратить творчество в эксперимент? Попробовать что-то новое? Иногда мы проводим в интернете очень много времени в поисках чего-то интересного, чтобы потом позаниматься, поиграть с ребенком. Издательство "МИФ. Детство" может на долгое время решить эту проблему. Новая книга, которая вышла в этом году, "Творческая мастерская" Ракель Дорли открывает удивительный мир творческих исследований и занятий. Целых 55 мастер-классов, чтобы наполнить занятия с детьми увлекательными событиями и опытами!
В самом начале книги общие главы по организации процесса, как стоит подходить к творчеству, как превратить его в эксперимент.
Из этой части книги особенно хочется выделить "Десять правил развития творческого начала":
"1. Создавайте пространство для творчества
2. Поощряйте вопросы
3. Старайтесь слушать активно
4. Проявляйте любопытство
5. Воспринимайте ошибки как благо
6. Полюбите творческий беспорядок
7. Примите скуку как путь к самосовершенствованию
8. Не мешайте ребенку пребывать в потоке
9. Почаще бывайте на свежем воздухе
10. Относитесь ко всему как к эксперименту"
Как же мне полюбились эти правила! Немного нестандартно, но именно так, как я живу и чувствую. Соблюдение этих правил точно приведет к серьезным переменам в жизни многих взрослых, но эти перемены к лучшему! Подробнее про все правила можно прочитать в книге, они стоят того, чтобы обратить на них внимание.
Такой подход к творчеству обязательно повлечет за собой очень много открытий, исследований, развития фантазии и самовыражения. Это такой путь к творческой свободе и самовыражению, а не гонка за красивым результатом.
А дальше начинается практика.
Думаете, здесь только 55 заявленных мастер-классов? Вы ошибаетесь. На самом деле тут дано только 55 основ, а на их базе можно построить далеко не только 55 занятий, а намного больше! Да что там! В одном МК сразу кроется с полдесятка идей!
Не буду лукавить, не каждый мастер-класс включает в себя столько идей. Есть и те, которые представляют только одно занятие. Но чего стоят только 6 рецептов самодельной краски, или 8 идей игр с рисованием, 10 экспериментов с краской.... В общем, скучать точно не придется. Сначала предлагаются занятия в основном связанные с рисованием.
Постепенно все переходит к идеям, связанным с конструированием, потом мы переберемся на кухню, создадим световой стол, сходим на прогулку....
Тут и химия, и физика.... И все с творческим подходом!
Конечно, некоторые идеи нам уже знакомы, впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь мы бесконечно ищем что-то, пробуем. Но даже искушенные творчеством дети и родители обязательно найдут что-то новое! А то, что невероятное количество идей вот так собрано в одном месте вообще неоценимо! Мимо скольких интересных занятий я прошла в интернете, поставив галочку на будущее, но мы так и не воплотили этого, теперь же, напоминание у меня на столе в виде чудесной яркой книги.
Рисовать на бананах, делать подвесные конструкции, играть с рисовальными кубиками, создать своего робота, сделать простой волчок, готовить блины, сделать лизуна, собрать световой стол, приготовить мороженое, конструировать из мармелада... Творчество всегда и во всем!
Кроме того между мастер-классами вставлены статьи, различных педагогов, которые занимаются творчеством с детьми.
Есть и родительские странички, из которых можно узнать, а как с творчеством обстоят дела в некоторых семьях, что увлекает детей, как действуют родители.
А теперь перейдем к практике.
Мы начали с самого простого, но того, кое что давно думала осуществить, но все как-то не складывалось и вот наконец-то свершилось! Сперва мы пробовали размывать рисунок спиртом на разных материалах. Отрезали по кусочку ткани, фактурной плотной бумаги, материала от ролштор (валялись у нас обрезки), баннерной фотобумаги.
Вот они - наши заготовки. Изучили их свойства, пощупали, посмотрели и сделали предположения - как получится нарисовать и размыть на том или ином материале.
И вот, Родиошка усиленно утыкал точками ткань...
И все остальное).
А дальше в ход пошла пипетка, в которую. малыш набирал спирт, а потом капал на точки.
Интересней всего разводы выходили на фактурной толстой бумаге и ткани. Рисунок на ролшторах сильно поблек, а вот на баннерной бумаге и рисунок не держался и капли спирта скатывались.
Самое интересное, что для ребенка произошло столько интересных открытий! Осталось куда-нибудь узорчатые кусочки применить.
Решили мы порисовать на бумажных тарелках. Очень интересно. Я специально предложила делать не картинку, а узор.
Дети рисовали от центра, заполняя пространство по кругу. Своеобразные мандалы. С узорами мальчики пока не очень дружат, но все равно получилось увлекательно.
Артуркина работа.
И наше с Родионом совместное творчество.
На чем бы еще порисовать? На бананах! Сказать честно, я мелком где-то видела что-то творческо-банановое, но даже не заострила на этом внимание, а теперь мы вооружились зубочистками....
Пробовали и надписи....
Артур рисовал, конечно, танк....
А мы с Родионом общими усилиями сотворили вот такую картину.
А еще мы делали волчки из СД-дисков. Для начала обвели их на бумаге и вырезали.
Потом круги обзавелись узорами.
А потом были приклеены на диски.
Дальше работали с клеем-пистолетом. Сверху крышки от бутылок.
А снизу стеклянные шарики.
Оказалось очень просто, но весьма удачно! Запускались и крутились волчки чудесно. Можно поэкспериментировать с узорами на дисках, дорисовывать и заклеивать новыми, чтобы посмотреть как меняются картинки, сливаются цвета.
Машинки - одна из любимых игр мальчиков. А вот рисовать ими мы до сих пор не собрались. Готовим краску в широкой миске или подносе. Мы брали гуашь и слегка разбавили водой - буквально несколько капель.
Машин набрали разных. Чтобы отпечатки получились не одинаковые - большие и маленькие, с разным рисунком.
Ставим машину в краску, возим в ней....
А потом катаем ее по большому листу бумаги.
Казалось бы никакого особого результата, но как увлекательно!
Когда-то мы пробовали конструировать из кусочков яблока. А сейчас решили попробовать жевательный мармелад. Он мягкий, но плотный - зубочистки не выпадают.
Строили домики.
И человечков.
И просто непонятные строения. Скажу честно, я сама создавала эти конструкции с невероятным удовольствием.
Еще в книге обнаружила чудесную игру с кубиками. У меня как раз имеются некоторые запасы - решили воспользоваться. На одном кубике - узоры, на втором - фигуры, на третьем - цвета.
Кидаем кубики и смотрим, какое сочетание выпало.
И рисуем нужным цветом соответствующую фигуру, а потом заполняем ее узором.
Я углядела в этом развлечении очень большой потенциал))). Во-первых, закрепление фигур и цветов (для малышей), во-вторых, развитие мелкой моторики, умение управляться с карандашом-ручкой, в-третьих, уроки рисования фигур, в-четвертых, развитие умения фиксировать внимание на нескольких признаках, систематизация действий (выбрать цвет, нарисовать фигуру, заполнить узором).
Но есть еще один очень интересный развивающий момент. Когда мы закончили рисовать (остановились на пяти фигурах от каждого), я попросила найти среди всех те, которые имеют два общих признака. Задача не самая легкая, требует внимания, умения концентрироваться на нескольких признаках, обобщать и выделять....
Вот как выглядит задание и результат на одной из картинок Артура.
А вот на рисунке Родиона.
Все эти идеи из книги "Творческая мастерская" издательства "Манн, Иванов, Фербер". Думаю, что занятий из книги нам хватит на год, тем более, что из одних идей рождаются другие. Приобрести книгу можно на сайте Oz.by
В самом начале книги общие главы по организации процесса, как стоит подходить к творчеству, как превратить его в эксперимент.
Из этой части книги особенно хочется выделить "Десять правил развития творческого начала":
"1. Создавайте пространство для творчества
2. Поощряйте вопросы
3. Старайтесь слушать активно
4. Проявляйте любопытство
5. Воспринимайте ошибки как благо
6. Полюбите творческий беспорядок
7. Примите скуку как путь к самосовершенствованию
8. Не мешайте ребенку пребывать в потоке
9. Почаще бывайте на свежем воздухе
10. Относитесь ко всему как к эксперименту"
Как же мне полюбились эти правила! Немного нестандартно, но именно так, как я живу и чувствую. Соблюдение этих правил точно приведет к серьезным переменам в жизни многих взрослых, но эти перемены к лучшему! Подробнее про все правила можно прочитать в книге, они стоят того, чтобы обратить на них внимание.
Такой подход к творчеству обязательно повлечет за собой очень много открытий, исследований, развития фантазии и самовыражения. Это такой путь к творческой свободе и самовыражению, а не гонка за красивым результатом.
А дальше начинается практика.
Думаете, здесь только 55 заявленных мастер-классов? Вы ошибаетесь. На самом деле тут дано только 55 основ, а на их базе можно построить далеко не только 55 занятий, а намного больше! Да что там! В одном МК сразу кроется с полдесятка идей!
Не буду лукавить, не каждый мастер-класс включает в себя столько идей. Есть и те, которые представляют только одно занятие. Но чего стоят только 6 рецептов самодельной краски, или 8 идей игр с рисованием, 10 экспериментов с краской.... В общем, скучать точно не придется. Сначала предлагаются занятия в основном связанные с рисованием.
Постепенно все переходит к идеям, связанным с конструированием, потом мы переберемся на кухню, создадим световой стол, сходим на прогулку....
Конечно, некоторые идеи нам уже знакомы, впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь мы бесконечно ищем что-то, пробуем. Но даже искушенные творчеством дети и родители обязательно найдут что-то новое! А то, что невероятное количество идей вот так собрано в одном месте вообще неоценимо! Мимо скольких интересных занятий я прошла в интернете, поставив галочку на будущее, но мы так и не воплотили этого, теперь же, напоминание у меня на столе в виде чудесной яркой книги.
Рисовать на бананах, делать подвесные конструкции, играть с рисовальными кубиками, создать своего робота, сделать простой волчок, готовить блины, сделать лизуна, собрать световой стол, приготовить мороженое, конструировать из мармелада... Творчество всегда и во всем!
Кроме того между мастер-классами вставлены статьи, различных педагогов, которые занимаются творчеством с детьми.
Есть и родительские странички, из которых можно узнать, а как с творчеством обстоят дела в некоторых семьях, что увлекает детей, как действуют родители.
А теперь перейдем к практике.
Мы начали с самого простого, но того, кое что давно думала осуществить, но все как-то не складывалось и вот наконец-то свершилось! Сперва мы пробовали размывать рисунок спиртом на разных материалах. Отрезали по кусочку ткани, фактурной плотной бумаги, материала от ролштор (валялись у нас обрезки), баннерной фотобумаги.
Вот они - наши заготовки. Изучили их свойства, пощупали, посмотрели и сделали предположения - как получится нарисовать и размыть на том или ином материале.
И вот, Родиошка усиленно утыкал точками ткань...
И все остальное).
А дальше в ход пошла пипетка, в которую. малыш набирал спирт, а потом капал на точки.
Интересней всего разводы выходили на фактурной толстой бумаге и ткани. Рисунок на ролшторах сильно поблек, а вот на баннерной бумаге и рисунок не держался и капли спирта скатывались.
Самое интересное, что для ребенка произошло столько интересных открытий! Осталось куда-нибудь узорчатые кусочки применить.
Решили мы порисовать на бумажных тарелках. Очень интересно. Я специально предложила делать не картинку, а узор.
Дети рисовали от центра, заполняя пространство по кругу. Своеобразные мандалы. С узорами мальчики пока не очень дружат, но все равно получилось увлекательно.
Артуркина работа.
И наше с Родионом совместное творчество.
На чем бы еще порисовать? На бананах! Сказать честно, я мелком где-то видела что-то творческо-банановое, но даже не заострила на этом внимание, а теперь мы вооружились зубочистками....
Пробовали и надписи....
Артур рисовал, конечно, танк....
А мы с Родионом общими усилиями сотворили вот такую картину.
А еще мы делали волчки из СД-дисков. Для начала обвели их на бумаге и вырезали.
Потом круги обзавелись узорами.
А потом были приклеены на диски.
Дальше работали с клеем-пистолетом. Сверху крышки от бутылок.
А снизу стеклянные шарики.
Оказалось очень просто, но весьма удачно! Запускались и крутились волчки чудесно. Можно поэкспериментировать с узорами на дисках, дорисовывать и заклеивать новыми, чтобы посмотреть как меняются картинки, сливаются цвета.
Машинки - одна из любимых игр мальчиков. А вот рисовать ими мы до сих пор не собрались. Готовим краску в широкой миске или подносе. Мы брали гуашь и слегка разбавили водой - буквально несколько капель.
Машин набрали разных. Чтобы отпечатки получились не одинаковые - большие и маленькие, с разным рисунком.
Ставим машину в краску, возим в ней....
А потом катаем ее по большому листу бумаги.
Казалось бы никакого особого результата, но как увлекательно!
Когда-то мы пробовали конструировать из кусочков яблока. А сейчас решили попробовать жевательный мармелад. Он мягкий, но плотный - зубочистки не выпадают.
Строили домики.
И человечков.
И просто непонятные строения. Скажу честно, я сама создавала эти конструкции с невероятным удовольствием.
Еще в книге обнаружила чудесную игру с кубиками. У меня как раз имеются некоторые запасы - решили воспользоваться. На одном кубике - узоры, на втором - фигуры, на третьем - цвета.
Кидаем кубики и смотрим, какое сочетание выпало.
И рисуем нужным цветом соответствующую фигуру, а потом заполняем ее узором.
Я углядела в этом развлечении очень большой потенциал))). Во-первых, закрепление фигур и цветов (для малышей), во-вторых, развитие мелкой моторики, умение управляться с карандашом-ручкой, в-третьих, уроки рисования фигур, в-четвертых, развитие умения фиксировать внимание на нескольких признаках, систематизация действий (выбрать цвет, нарисовать фигуру, заполнить узором).
Но есть еще один очень интересный развивающий момент. Когда мы закончили рисовать (остановились на пяти фигурах от каждого), я попросила найти среди всех те, которые имеют два общих признака. Задача не самая легкая, требует внимания, умения концентрироваться на нескольких признаках, обобщать и выделять....
Вот как выглядит задание и результат на одной из картинок Артура.
А вот на рисунке Родиона.
Все эти идеи из книги "Творческая мастерская" издательства "Манн, Иванов, Фербер". Думаю, что занятий из книги нам хватит на год, тем более, что из одних идей рождаются другие. Приобрести книгу можно на сайте Oz.by
Настанет день, когда я куплю книгу автора по фамилии Игнатеня с еще более захватывающим содержанием!!!
ОтветитьУдалитьИдея с мармеладом очень понравилась!!!
Идея с кубиками - вообще круть!!!! Такое простое "оборудование" и такой простор!!!
Ой, Юля, спасибо, ты в меня так веришь, что я не посмею тебя подвести))).
УдалитьАннушка, я точно знаю, что в Вас уверены столько Ваших читателей -поклонников, что издание разлетится в миг по всему миру. Спасибо за все
УдалитьАнна Борисовна, спасибо, я буду стараться))))))
Удалитьво всём творчество!!! ))) забавно, интересно и оригинально!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Татьяна.
УдалитьАня, спасибо! С кубиками - просто восторг! Есть и кубики! Завтра разрисую.
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо, рада, что тебе понравилось. Кубики действительно чудесная вещь получилась))).
УдалитьЗдравствуйте, Аня. Замечательная книга, обязательно поищу и куплю. Мне нравится, когда много чего собрано в одном источнике. Всегда приходится что-то новенькое искать в книгах или в Интернете, когда иду к внукам. А тут все под рукой. Вы молодцы, сколько дел сделали с детьми. Особенно понравилось конструирование с жевательным мармеладом. Возьму на заметку.
ОтветитьУдалитьТамара Степановна, спасибо, вам с внуками будет чем заняться с этой книгой.
УдалитьСпасибо за творческие идеи, Анна! С мармеладом отлично - непременно сделаем. похоже на магнитный конструктор. А с кубиками - простая до гениальности идея, много настолок по такому принципу. Рекомендую СЕТ (он без кубиков, карточный, но тоже на комбинацию признаков) и еще одну Стики Стик - сделаю на днях обзор к этой игре). С кубиками обязательно повторю!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алена, про Сет уже читала, принцип очень полезный. Кстати, именно после прочтения про Сет, мне и пришла идея с картинками после игры))).
УдалитьАня, как же повезло твоим детям!!! это просто чудо! и книга, и ты, и ваши мальчики, Эвелина! По себе скажу, пункты "Воспринимайте ошибки как благо" и "Полюбите творческий беспорядок" даются мне трудно... Работаю над собой, и Лиза меня учит... учит многому - смотреть на многие вещи проще, учит пониманию и принятию. Детям дано больше...
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо, дети, действительно нас очень многому учат.
Удалитьнам нужна таакая книга) спасибо за отзыв)
ОтветитьУдалитьЮля, очень рада, что отзыв пригодился)
УдалитьАнюта, спасибо за Ваши игры. :) Книга у меня есть - играем, очень нравится, а потому очень интересно посмотреть, как у других. :) Ну, что сказать... Восторг! :) Самое главное, на мой взгляд, это детские эмоции - счастье в глазах от возможности делать "невозможное". :)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Катя, да, дети рады таким играм и занятиям, а это уже очень много значит.
Удалить