среда, 4 февраля 2015 г.

Развивающие кубики своими руками (Сложи узор, кубики Никитиных) и варианты игры с ними

Некоторое время назад я узнала о существовании чудесной игры Сложи узор в блоге Нелли Габдрахмановой ПРОСПЕКТ. И поняла, что лично мне, ну, очень нужны такие кубики. Я даже не пошла искать их в продаже, хотя купить их, конечно, можно. Я сразу знала, что сделаю сама!
Кубики эти придумали Никитины, а их пособия, как известно, очень даже полезные и интересные. Почитать про игры с такими кубиками можно на сайте этой семьи.
Я  взяла то, что валялось почти без дела у нас дома. Без дела, потому что максимум пользы от наших кубиков - примитивное строительство башен, ну, еще некоторый счет и сравнение, но заданных производителями функций, они не выполняли.

Может у кого-то иначе, но картинки из кубиков мы не собирали, точнее от силы пару раз и то, если я помогала и стимулировала игру. Буквы учим тоже с иными пособиями. И вот лежали наши кубики, пока мои руки до них не дотянулись. Всего я нашла 30 штук. Не стала гадать, а сделала их все, тем более, что они так красиво вошли в коробочку от конструктора Томик.
Я решила обклеить кубики цветным картоном. Для начала измерила их и расчертила нужное количество деталей, но только на картоне одного цвета.
Задача вырезать целых 120 квадратов и 120 треугольников меня слегка испугала. Поэтому я поступила проще. Начертила только 30 квадратов и 30 треугольников, а потом скрепила степлером по углам 4 листа картона разных цветов.
Резать пришлось с умом - та еще зарядка для мозга, - чтобы детали не сильно расползались, потому что скреплены-то листы были только в 4 местах. Но разрезать получилось удачно и без особого труда.
Кубики прошлась наждачкой, чтобы лучше приклеивался картон, некоторые были заламинированны тонкой пленкой, ее снимала.
А потом сидела это все кропотливо клеила. На всю эту работу у меня ушло три часа.


Но сделать кубики - это еще не все. Нужно было придумать задания. Срисовывать Никитинские я не стала (на тот момент мне даже было это не интересно). Собирала сама и рисовала.
И вот какие игры у нас родились, некоторые с прямой подсказки детей, некоторые с моей фантазией, некоторые по аналогии инструкций создателей.
Самое простое, но сразу полюбившееся нашим двухлеткам - сложить кубики в коробку одним цветом вверх.
Это только кажется, что задание скучное и бессмысленное. Дети им занимались столь увлеченно, что я просто не поверила, что так бывает. А ведь это и серьезная работа мысли, развитие внимания и мелкой моторики. Дети очень тщательно, а иногда и долго искали нужный цвет. Они просто крутили кубик по одной оси, не задумываясь, что нужный цвет находится с боку. А потом начинали догадываться и находили то, что искали! Каждый раз проговаривали цвет. И вкладывая в коробку старались не перевернуть кубик, вставить нужной стороной вверх, если не получалось - поправляли.
Поиск нужного цвета - это как поиск нужной картинки на тех же кубиках, когда на них еще была мозаика. Только малышу труднее сопоставить в уме 6 картинок с разными деталями, примерить их к уже выложенной части мозаики, а вот цвет - это всего один критерий, решить такую задачку крошкам вполне под силу.
Следующая игра - ряды-паровозики.
Выстроить ровный ряд - очень полезное занятие, а выстроить ряд с определенной закономерностью - еще и заставляющее думать. Можно попробовать складывать по схемам, только все-таки они должны быть на отдельных листах, не так как у меня. Можно придумывать свои. Можно просить ребенка дополнить ряды.
Выкладываем квадраты, прямоугольники и многоугольники. Для детей старше 3-4 лет - задача совсем простая, но для двухлетки, даже готовая схема квадрата из 4 кубиков - головоломка. Старшим детям предлагаем определять на глаз - сколько кубиков входит в сложенную фигуру. А для тех, кто уже умеет складывать предлагаем находить периметр. Школьники знакомые с умножением могут высчитать площадь. Все в уме и всего с одной цифрой. Я округлила длину грани до 4 см. Кстати, длину рядов тоже можно высчитывать. Сравнивать их по количеству кубиков и разнице в сантиметрах. Математика и геометрия очень легко идет на конкретных примерах, которые можно пощупать. Поэтому так важно сначала выложить, а потом посчитать. Может показаться, что эти задания вполне можно делать с любыми кубиками, но я все-таки настаиваю на цветных (пусть и однотонных, а не с разными гранями). Если кубики с картинками и буквами, то у ребенка будет рассеиваться внимание, а однотонные быстро наскучат.
Переходим к созданию узоров. Начинать стоит с простых. А потом переходить к более детализированным и многоцветным, с большим количеством кубиков.



Старших детей можно просить высчитывать площадь картинок и фона. Тоже полезное и интересное занятие.
А после того, как разобрались с плоскостными фигурами, переходим к объемным. Берем для начала самые простые фигуры - 2-4 кубика, потом усложняем и добавляем. Можно построить конструкцию из всех 30 кубиков.
Эти первые задания у меня без цвета. Тут важно, чтобы ребенок мог определить нужное количество кубиков - посчитать, не строя. Потом попытался просто собрать вот такие объемные фигуры. Старшим предлагаем высчитать объем, площадь одной грани.
Еще сложнее построить неровные объёмные фигуры, а уж сосчитать их и того труднее. Но мы еще усложним задачу, предлагая выстраивать кубики так, как они раскрашены на рисунке. Для того, чтобы сделать зарисовки, мне приходилось для начала каждую фигуру построить. Тут тоже можно считать - длину, ширину, высоту, площадь грани и объем фигуры в целом.
Заданий я пока нарисовала не так уж много. Но для начала мы проработаем их с детьми, а постепенно я буду добавлять новые.
Важно еще и то, что применение кубиков в нашей семье не изменилось, а расширилось, ведь строить башни, считать и сравнивать мы можем и с кубиками Никитиных.
Покажем нашу игру в Детской галерее.


2 комментария:

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...