среда, 15 ноября 2017 г.

Изучаем плоды - осенние опыты

На нашей последней прогулке осеннего марафона дети собирали разные плоды растений. Ольга Астраханцева предложила их изучить, чем мы собственно с Артуром и занялись. Родион был захвачен какой-то иной игрой, так что его привлечь не получилось, а вот Артур с радостью кинулся изучать собранный материал.


Первым делом мы осмотрели плоды визуально и разделили их по внешнему сходству.


Например, сережки березы и ольхи.


Яблоко и груша.


Боярышник и шиповник (их действительно иногда трудно на глаз различить)


Носики клена, семена липы и семена акации. Они Артуру показались весьма схожими.


Ягоды черноплодки, калины, девичьего винограда.


Еловая шишка и шишечки ольхи.


Затем Артур перенюхал все плоды, искал наиболее приятный запах.


Различал у чего запах явный, сильный, а что практически не пахнет.


Настала одна из интереснейших частей эксперимента - плавание. Все плоды Артур опускал в воду и смотрел - утонет или нет? То, что не тонуло может распространяться водой, а то, что уходило на дно - нет.


Яблоко и груша, не смотря на свой немалый вес плавали отлично!


Шишки тоже не стали опускаться на дно, а вот ягоды, хоть и мелкие и легкие - сразу тонули.


Понравилось купать физалис. Он поднимался в воде уголком вверх и вел себя как неваляшка. И даже не смотря на то, что мы его наполнили водой - плавал!

 Пока испытывали на плавучесть, за одно и поговорили, как что распространяется. Например, носики клена тоже тонули, плавать им не суждено, а вот летать по ветру - это да. Или, например, те же яблоки, которые под своим весом откатываются подальше от родного дерева. И даже про птичек, которые едят ягодки и тем самым распространяют семена.
Настало время изучить плоды изнутри. Артур вооружился ножом и стал все кромсать).


Плоды мы делили на сочные и нет. Обнаружили, что в физалисе всего одна малюсенькая ягодка. Что в калине, в отличие от других ягод лишь одна косточка, что боярышник изнутри совсем не похож на шиповник, а скорее на яблоко. В еловой шишке мы долго искали семена, в итоге нашли что-то непонятное и семенами обозвали, хотя совсем в этом не уверены))). В вот шишечка ольхи сразу высыпала свои мелкие семена нам на стол. Когда Артур вскрыл плод акации, то стало понятно - он стручок! А значит, распространятся должен не по ветру, а семечко должно выскакивать подальше после открытия того самого стручка.  В общем, открытий было немало!


На вкус Артур решился пробовать только грушу и яблоко. Яблоко оказалось и сочнее и слаще).


И наконец испытание полетом! Для этого были отобраны крылатки клена, плоды липы и акации. С последней уже было ясно - лететь не должна, но мы это доказали опытным путем, действительно, стручок просто падал - не приспособлен он для настоящего полета. А вот липовый плод и носик клена отлично летали. Но клен лучше вертелся). Конечно, лучше бы эти исследования проводить на ветру, но погода и время суток нам не позволили, потому просто запускали плоды в полет с дачной галереи.


Все наши опыты и открытия мы засняли на видео, уверена, что оно намного интереснее, чем мой короткий рассказ, так что смотрите!


Отправляемся с нашими занятиями в Осенний марафон. Напомню, что наши спонсоры подготовили восхитительные призы - чудесные книги от  издательства Альпина Паблишер и игрушки от интернет-магазина Жили-были! Но и это не все, девочки-организаторы готовят личные сюрпризы участникам. Марафон вот-вот подойдет к концу. Все отчеты можно увидеть и добавить свои в основном посте нашего осеннего марафона.


А еще я отправляюсь с этим постом в Детскую галерею.

http://www.withsmile.ru/2017/10/gifts-kids-link.html

Загляну также в Галерею воображаемых игр

http://www.theworldofnursery.com/2016/09/gallery-of-imaginative-play-and-games_12.html

4 комментария:

  1. Интересные исследования, каждый вывод ценный! Мы в полет тоже запускали крылатки клена, липу. Очень понравилось за ними наблюдать. А крылатки клена у нас плавали, может очень сухие были.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, спасибо, про клен интересно, у нас тонули, тоже сухими были, но только с дерева. Они-то в принципе еще висят, и висеть будут пока, так что может и не дозрели.

      Удалить
  2. Замечательные эксперименты!
    Вставлю свои 5 копеек)))
    Шишка - это не плод. Она принадлежит к голосеменным растениям, то есть семена лежат в ее чешуйках открыто изначально. А плодом обладают только цветковые растения, у них семена всегда целиком скрыты под околоплодником.
    Артур отлично соотнес шишку с ольхой! у них схожее устройство, но у ольхи чешуйки раскрываются, только когда семена созреют.
    У акации плод будет боб))) и его тоже можно заставить планировать, если створки будут сухими и расколются по шву. Правда недалеко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, ОЛя, очень ценные комментарии, а в все плоды и семена, видно в подкорке сидело, что не все тут плод))). Шишечки ольхи были закрыты, а уж как распотрошили ее - то все, весь стол был усеян семенами. Боб, я все забывала, стручок для меня.... Ну, и вправду - стручок, боб-то внутри? Так ведь или я снова ошибаюсь?

      Удалить

Волшебная осень

Поздняя осень - исследовательская прогулка

На осенних каникулах нам удалось выбраться на дачу. Начало ноября у нас по всем параметрам - поздняя осень. Так как прогулки ранней и золот...