Сегодня спросила Артура:
- Чем займемся?
- Будем желуди изучать! - предложил сын.
Весьма неожиданно, нужно сказать, но интересно, в голове всплыли обрывки знаний). Для подготовки занятий много времени не потребовалось. Кстати, желуди весьма неплохо перекликаются с темой этой недели в он-лайн школе - осень. Итак, нашли мы все наши желуди - коллекция нескольких лет. И первым делом я закопала их в песок. Детишки как кабанчики стали рыть землю в поисках желудей).
Находили и считали, ну, и песочек попересыпали, куда без этого?)))
Закопала, я конечно, не все желуди, а вот в очередном эксперименте участвовали уже все плоды. Дело в том, что у Артура мечта - вырастить дерево. Мы уже и яблоневые зернышки заготовили, и апельсиновые, теперь нужен был желудь, пригодный для посадки. А как его определить? Оказывается, что если опустить желуди в воду, то всплывут все те, которые к посадке непригодны. Собственно купанием желудей мы и занялись.
Печально, но картина была не утешающей.
Утонули только совсем треснутые желуди, думаю, что они тоже не пригодны к посадке, хотя, может я и ошибаюсь. И всего два целеньких и красивых.
В общем, всю эту кучу мы забраковали, оставив их для дальнейшего изучения, правда еще один все-таки выбрали, который был под сомнением.
И мы задались вопросом: а почему столько желудей - испорчены. Основная причина - жук-долгоносик. Артур даже название запомнил и все про него потом говорил). Этот маленький жучок своим носиком как сверлом делает дырочку в скорлупе желудя, а потом вкладывает в нее свою личинку. Сам долгоносик желудь не ест, а вот это его потомство прекрасно выедает часть, а то и все семя. Такие желуди как правило опадают самыми первыми - в конце августа, начале сентября. А когда мы собираем желуди? Конечно, как только увидим, что они стали осыпаться! Кстати, когда перебирали наши коробки с природным материалом, какой-то жучок резво побежал по полу, может это и был долгоносик?
Чтобы понять, какой вред причиняют личинки жука желудю мы стали желуди очищать от скорлупы. Занятие это очень увлекло малышей.
И вот такие изъеденные плоды мы обнаружили.
А вот красивые и целенькие. Правда, тут тоже имеется дырочка, но мне почему-то кажется, что это не из-за жучка. В любом случае есть с чем сравнить.
Иногда личинки полностью выедают внутренности желудей. Такие тоже нашлись в нашей коллекции. В некоторых оставался маленький кусочек и он болтался в желуде как погремушка. А вот можно сказать пустая скорлупа.
Еще мы рассматривали желуди и находили большие и маленькие. Вот жемчуженка нашей коллекции - самый крохотный желуденок.
Обнаружили, что у нас есть два типа желудей. Почему они такие разные? Дети быстро нашлись: с дубов разных пород. Толстячков меньше, чем длинных. Они еще и по цвету различаются.
А кто желуди ест? Ну, все в курсе, что кабаны их очень любят. Они находят их по запаху даже под снегом. Но оказывается очень многие звери и птицы питаются плодами дуба. И белки, и олени, даже дикие утки. Мы перевернули наш ящик со зверьем и пригласили животных на угощение. Сначала хотели попробовать поломать желудевые орешки, но они даже мне не поддались, резать не стали, угощали половинками. Желуди, как арахис, легко разделяются на две половинки.
Вот что у нас получилось.
Грех не воспользоваться таким чудесным пособием, поэтому желуди мы сортировали по цвету шляпки.
Конечно, считали и определяли каких меньше, а каких больше.
Ну, и напоследок, не забыли про творческую составляющую, сделали простую поделку.
Вот такое незапланированное исследование у нас получилось. Расскажем все,ч то мы узнали о желудях в Детской галерее.
- Чем займемся?
- Будем желуди изучать! - предложил сын.
Весьма неожиданно, нужно сказать, но интересно, в голове всплыли обрывки знаний). Для подготовки занятий много времени не потребовалось. Кстати, желуди весьма неплохо перекликаются с темой этой недели в он-лайн школе - осень. Итак, нашли мы все наши желуди - коллекция нескольких лет. И первым делом я закопала их в песок. Детишки как кабанчики стали рыть землю в поисках желудей).
Находили и считали, ну, и песочек попересыпали, куда без этого?)))
Закопала, я конечно, не все желуди, а вот в очередном эксперименте участвовали уже все плоды. Дело в том, что у Артура мечта - вырастить дерево. Мы уже и яблоневые зернышки заготовили, и апельсиновые, теперь нужен был желудь, пригодный для посадки. А как его определить? Оказывается, что если опустить желуди в воду, то всплывут все те, которые к посадке непригодны. Собственно купанием желудей мы и занялись.
Печально, но картина была не утешающей.
Утонули только совсем треснутые желуди, думаю, что они тоже не пригодны к посадке, хотя, может я и ошибаюсь. И всего два целеньких и красивых.
В общем, всю эту кучу мы забраковали, оставив их для дальнейшего изучения, правда еще один все-таки выбрали, который был под сомнением.
И мы задались вопросом: а почему столько желудей - испорчены. Основная причина - жук-долгоносик. Артур даже название запомнил и все про него потом говорил). Этот маленький жучок своим носиком как сверлом делает дырочку в скорлупе желудя, а потом вкладывает в нее свою личинку. Сам долгоносик желудь не ест, а вот это его потомство прекрасно выедает часть, а то и все семя. Такие желуди как правило опадают самыми первыми - в конце августа, начале сентября. А когда мы собираем желуди? Конечно, как только увидим, что они стали осыпаться! Кстати, когда перебирали наши коробки с природным материалом, какой-то жучок резво побежал по полу, может это и был долгоносик?
Чтобы понять, какой вред причиняют личинки жука желудю мы стали желуди очищать от скорлупы. Занятие это очень увлекло малышей.
И вот такие изъеденные плоды мы обнаружили.
А вот красивые и целенькие. Правда, тут тоже имеется дырочка, но мне почему-то кажется, что это не из-за жучка. В любом случае есть с чем сравнить.
Иногда личинки полностью выедают внутренности желудей. Такие тоже нашлись в нашей коллекции. В некоторых оставался маленький кусочек и он болтался в желуде как погремушка. А вот можно сказать пустая скорлупа.
Еще мы рассматривали желуди и находили большие и маленькие. Вот жемчуженка нашей коллекции - самый крохотный желуденок.
Обнаружили, что у нас есть два типа желудей. Почему они такие разные? Дети быстро нашлись: с дубов разных пород. Толстячков меньше, чем длинных. Они еще и по цвету различаются.
Все желуди, которые остались целы после нашего исследования, детки складывали в бутылочку. Шляпки тоже туда пошли.... Ага, а зачем желудям шляпки? Такие они модники, что в шляпах красуются, а на землю уже по отдельности летят. Почему?
Эллинка пришла на помощь с ответом. Шляпки нужны, чтобы висеть на дереве. Далее они желудю без надобности, потому у спелого желудя шляпка отваливается и часто остается на ветках, а сам плод летит на землю.
Тут же, кстати, поговорили, что желуди не только животным полезны, но и людям. Из них делают муку, пекут хлеб и лепешки, делают настои и отвары, даже кофе варят! Только очень важно, что людям их нельзя есть сырыми, обязательно нужно вымочить несколько дней или обжарить.
Потом мы решили немного поиграть и сделать желудям новые модные головные уборы. для этого воспользовались пластилином четырех основных цветов.Вот что у нас получилось.
Грех не воспользоваться таким чудесным пособием, поэтому желуди мы сортировали по цвету шляпки.
Конечно, считали и определяли каких меньше, а каких больше.
Ну, и напоследок, не забыли про творческую составляющую, сделали простую поделку.
Вот такое незапланированное исследование у нас получилось. Расскажем все,ч то мы узнали о желудях в Детской галерее.
Как интересно! Я столько о желудях не знала, спасибо, Аня, за просвещение! Обязательно проведем такие занятия с детьми, да и сыну будет интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Лена, у вас получилось замечательное занятие, рада, что наши идеи пригодились!
Удалить