вторник, 26 апреля 2016 г.

Как это устроено? Метро.

Часто ли вы пользуетесь метро? Мы, например, фактически каждый раз, когда нам нужно куда-то ехать, то есть как минимум пару раз в неделю. Удивительно, но, не смотря на столь частое пользование и многолетний стаж знакомства с метрополитеном, у меня оставалось еще много загадок. Как же все-таки устроено метро? Желание разобрать эту тему родилось не просто так. Во-первых, острый интерес мальчиков к этому виду транспорта. Во-вторых, желание Артура стать машинистом поезда метро (ну, и пусть, что оно может еще 1000 раз поменяться). В-третьих, постоянные поездки просто требуют знания правил поведения и безопасности в метро.
Скажу честно, что копала я глубоко, можно сказать сама рыла "тоннели" в информационном поле метрополитена. Не знаю, нужно ли столько информации детям, но мне было тоже очень интересно. И если бы лет 10 назад со мною кто-то поделился всей этой информацией, то я бы наверняка не боролась бы долгое время с фобией по поводу поездок в метрополитене. Сейчас от страхов ничего не осталось, но все же я решила подробно разобрать эту тему, на всякий случай.
Конечно, наше изучение метро начиналось с экскурсий. В Минске сейчас есть даже музей метрополитена, но, к сожалению, вход туда только по предварительной записи. Подробности я не стала узнавать, потому что ознакомившись с фотографиями, решила, что мальчикам там пока будет не очень интересно. Экскурсии же наши лежали прямиком в подземное царство. Да, в тоннели нас никто не пустит, с этим мы знакомились по фотографиям счастливчиков. Пока же просто ездили на поездах и изучали то, что доступно. Еще одно мое искреннее сожаление - запрет на фотосъемку в метро. Объясняется все безопасностью, возможно это и так, но мне приходится сегодня обходиться без фотографий экскурсий. Есть только парочка фото с наземных исследований. Наверное, всем знакомы подобные сооружения.

Впрочем, они бывают разные, а название носят одно - вентиляционные киоски. Именно через них поступает воздух в подземное царство метрополитена.
Забавно, я их встречала тысячи раз, но никогда не задумывалась, что же это такое?). И вот, занимаясь исследованием устройства метро, я наконец-то порадовала себя новыми знаниями о давно привычных вещах. Теперь эти киоски везде подмечаю.
Дома мы сперва с детьми сделали поделку поезд метро из картона и бумаги. Поделка игровая, но надолго ее с моими ребятишками не хватило. Ну, и ладно, главное, что творили и играли с энтузиазмом. Посмотрите как креативно поезд раскрасили).
 Есть и пассажиры. Парочка Артуркиных, несколько моих.
 Двери в поезде раздвижные. Все пассажиры "заходят" в вагон.
 Осторожно, двери закрываются!
 И поезд отправляется в тоннель. Управление веревочное, ручное).
 И вот станция осталась позади. Название главного метростроителя - Артура.
К следующему этапу занятий я готовилась долго. В первую очередь, много времени занял сбор информации и поиск фото. Мне хотелось разобраться самой, а вопросы возникали как из рога изобилия. Впрочем, материалы для игр я готовила тоже долго, потому что нарисовала кучу картинок и вырезала море всяких фигурок. В этот раз совсем мало использовалось готовых материалов и быстрых игр, может тема такая, а может быть и я слишком серьезно подошла к вопросу. И все же я довольна и ни капельки не жалею потраченного времени. А еще я подготовила презентацию из 49 слайдов! 48 из них содержат полезную и интересную информацию с фото. Включила сюда все, что можно: от правил поведения, безопасности, устройства метро, работы машинистов, ночной жизни метрополитена до подсчета жетончиков и исторической справки создания минского метро, а также проектов на будущее. Информация упрощенная, рассчитанная на детей, но позволяющая абсолютно всем получить достаточно полную картину подземного мира. Приглашаю вас к просмотру.
Презентация
Смотреть еще презентации из раздела Детские презентации

Если вы хотите воспользоваться презентацией, то ее можно скачать здесь. Делала ее в "Power Point", так что при желании ее легко исправить - сократить, заменить информацию.
Я была удивлена, насколько внимательно мальчики слушали и смотрели презентацию, даже Родион просидел от первого слайда до последнего, а потом еще пару раз прокручивал их.
После изучения информации, перешли к ее закреплению. Сперва вспоминали правила пользования метрополитеном. Для этого я нарисовала кучу схематических карточек.
Дети рассуждали про каждую, выбирали те, на которых нарисовано то, что нельзя делать. И с радостью перечеркивали красными фломастерами.
Затем мы занялись жетонами. В банку я насыпала пуговицы - "жетоны". Дети на глаз пытались определять количество.
А потом с удовольствием поработали кассирами и пересчитали "жетоны".
Ну, а сейчас все еще серьезнее. Работаем турникетом. "Заяц" пытается тихонечко пробраться, а "турникет" старается его услышать и словить.
 Эллинка пришла со школы и с нами поиграла. Турникет-Родион подглядывал и всех ловил).
Недавно мы повесили на стену карту Минска. Она нам сейчас очень пригодилась. Искали все станции метро и проводили через них линии метрополитена - ленточки. Закрепляли булавками и проговаривали все станции.
 Затем, снова повторяя названия станций, наклеивали в нужных местах отметки - кружочки из самоклеющейся пленки.
 Вот он - метрополитен города Минска.
 Достаем карточки с достопримечательностями Минска, которые находятся близ метро. В основном все в центре.
 Разглядываем, вспоминаем, думаем, около какой станции метро находится. И распределяем все на карте.
 Вот, что получилось. Артур очень просил оставить все так. Пока оставили.
Теперь приступаем к изучению устройства эскалатора. Основу механизма составляют движущиеся шестерни. Их я вырезала из картона. Поленилась, нужно было сделать двойными, а то проскакивали достаточно сильно. Но мальчикам понравилось. Разобрались, как работает система. Как соединяются и крутят друг дружку шестеренки. Нанизывали их на шурупы от детского конструктора.
Ну, и сам принцип действия эскалатора с помощью гусеницы от танка). Здесь все работало отлично.
Игрушку тоже далеко не убрали. Мальчики решили еще завтра поразвлекаться.
А эта игра на очень серьезную тему - как спастись, если оказался на путях метрополитена. Повторяли все с точностью за дядей из МЧС, с фотографии из презентации.
 И все равно игра, мальчишки веселились во всю.
И вот мы уже обходчики путей. Дети выявляли дефекты рельсов и устраняли их. Мелкие трещинки (нарисованные простым карандашом) тщательно шлифовали (стирали ластиком).
А крупные дефекты сколы и разломы (вырезанные кусочки и разорванные места) латали новыми кусками "рельсов".
А теперь мы машинисты, которые внимательно следят за графиком движения поезда. На картинках часы с разным временем.
Я говорю о том, что поезд прибывает на какую-либо станцию в такое-то время. Дети ищут нужные часики. Искали оба - Артур разбирался, Родион угадывал.
Игра тоннели. У нас опять в доме полно картонных труб. Вооружились парочкой из них и машинкой вместо поезда. Необходимо отправить "поезд" по тоннелю, а второй участник свой тоннель пристраивает так, чтобы поезд не выпал, а продолжил движение.
Задача оказалась совсем не из легких. С трубами достаточно трудно обращаться.
Их и пристроить нужно, и наклонить, и удержать, так еще и "поезд" запустить. Но мальчики не сдавались, снова и снова отправляя транспорт в тоннель.
От круглых тоннелей переходим к квадратным. А за одно и строим настоящую станцию и пути метрополитена, благо лего у нас в достатке.
Вот что получилось.
Станция с другой стороны.
 Общий вид постройки.
 Ну, и, конечно, самые веселые игры.
Наши пассажиры оказались довольно неуклюжи и растеряли на путях кучу вещей. Доставать их положено специальными щипцами (у нас - пинцет).
На этом я ребят покинула, пусть развлекаются со своим метрополитеном.
Наши игры покажу в Детской галерее
http://www.withsmile.ru/2016/04/kids-link-19.html

19 комментариев:

  1. Поезд на веревочном управлении это супер поезд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо, дети тоже так посчитали))).

      Удалить
  2. Ваша игра просто вау! Как вы качественно подготовились, продумана каждая деталь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо, я старалась, очень самой интересно было).

      Удалить
  3. Здравствуйте, Аня! Спасибо за такую замечательную презентацию - думаю, она будет полезна для ознакомления всем детям! Игра получилась очень увлекательной - идея с турникетом повеселила!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, спасибо, буду очень рада, если кому-то еще презентация пригодиться, а в турникет дети уже несколько дней играют.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Аня. Я с интересом просмотрела презентацию. Очень познавательно, и не только детям. Мы, жители не большого города, и метрополитеном пользуемся, когда бываем в больших городах. Поэтому узнать "закулисную" жизнь метро мне было очень интересно. А Артур и Родион в игровой форме познакомились со станциями, правилами безопасности и поведения в метро, поэтому им будет легче ориентироваться в этой "паутине" станций и не растеряются, если что-то случится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Степановна, спасибо, я с детства езжу в метро, но сама всего не знала и не понимала. Не раз задавалась тем или иным вопросом: например, почему на разных линиях метро в поезде разные звуки (на одной гул такой, что у меня раньше уши закладывало), или как воздух поступает под землю, или почему метро не затапливается дождями, почему поезда останавливаются в тоннелях и где ночуют поезда). Вопросов много, но ответов не было, а теперь я нашла их.

      Удалить
  5. Еще одна познавательная игра - экскурсия - путешествие. Ой, как интересно, Анна. спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо, очень рада, что вам понравилось).

      Удалить
  6. Анна, спасибо, что поделились! Очень инетерсно! А вот на Камчатке метро нет, поэтому оно у меня вызывает удивление до сих пор и некоторый трепет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поезда, кстати, тоже у нас не ходят :)

      Удалить
    2. Алена, спасибо, а для меня новость, что у вас даже поезда не ходят. Впрочем, возможно я просто никогда не задумывалась об этом. Рада, что мой рассказ понравился.

      Удалить
  7. Как интересно! Ну, как обычно! У нас метро мимо. Я сама раз в году, в лучшем случае, а дитё и не было в метро еще ни разу. Надо как-то исправить ситуацию что ли)))
    Ань, спасибо за идею!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо, буду рада, если пригодится)))

      Удалить
  8. Аня, я ни разу не была в метро))) Но благодаря тебе я побывала в лучшем метро в мире! Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо, очень рада, что смогла тебя познакомить с метро!

      Удалить
  9. Да, основательно Вы подошли к этой теме! И знаний дети набрались и наигрались! Ваш опыт пригодится многим для таких тематических занятий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо, я буду рада, если кто-то найдет что-то полезное для себя.

      Удалить

Еще немного зимнего

Праздник снега

Выпал первый снежок и нам захотелось это отпраздновать. И пусть на улице мы наслаждались снегом, но почему бы не насладиться им еще и дома....