вторник, 26 апреля 2016 г.

Как это устроено? Метро.

Часто ли вы пользуетесь метро? Мы, например, фактически каждый раз, когда нам нужно куда-то ехать, то есть как минимум пару раз в неделю. Удивительно, но, не смотря на столь частое пользование и многолетний стаж знакомства с метрополитеном, у меня оставалось еще много загадок. Как же все-таки устроено метро? Желание разобрать эту тему родилось не просто так. Во-первых, острый интерес мальчиков к этому виду транспорта. Во-вторых, желание Артура стать машинистом поезда метро (ну, и пусть, что оно может еще 1000 раз поменяться). В-третьих, постоянные поездки просто требуют знания правил поведения и безопасности в метро.
Скажу честно, что копала я глубоко, можно сказать сама рыла "тоннели" в информационном поле метрополитена. Не знаю, нужно ли столько информации детям, но мне было тоже очень интересно. И если бы лет 10 назад со мною кто-то поделился всей этой информацией, то я бы наверняка не боролась бы долгое время с фобией по поводу поездок в метрополитене. Сейчас от страхов ничего не осталось, но все же я решила подробно разобрать эту тему, на всякий случай.
Конечно, наше изучение метро начиналось с экскурсий. В Минске сейчас есть даже музей метрополитена, но, к сожалению, вход туда только по предварительной записи. Подробности я не стала узнавать, потому что ознакомившись с фотографиями, решила, что мальчикам там пока будет не очень интересно. Экскурсии же наши лежали прямиком в подземное царство. Да, в тоннели нас никто не пустит, с этим мы знакомились по фотографиям счастливчиков. Пока же просто ездили на поездах и изучали то, что доступно. Еще одно мое искреннее сожаление - запрет на фотосъемку в метро. Объясняется все безопасностью, возможно это и так, но мне приходится сегодня обходиться без фотографий экскурсий. Есть только парочка фото с наземных исследований. Наверное, всем знакомы подобные сооружения.

Впрочем, они бывают разные, а название носят одно - вентиляционные киоски. Именно через них поступает воздух в подземное царство метрополитена.
Забавно, я их встречала тысячи раз, но никогда не задумывалась, что же это такое?). И вот, занимаясь исследованием устройства метро, я наконец-то порадовала себя новыми знаниями о давно привычных вещах. Теперь эти киоски везде подмечаю.
Дома мы сперва с детьми сделали поделку поезд метро из картона и бумаги. Поделка игровая, но надолго ее с моими ребятишками не хватило. Ну, и ладно, главное, что творили и играли с энтузиазмом. Посмотрите как креативно поезд раскрасили).
 Есть и пассажиры. Парочка Артуркиных, несколько моих.
 Двери в поезде раздвижные. Все пассажиры "заходят" в вагон.
 Осторожно, двери закрываются!
 И поезд отправляется в тоннель. Управление веревочное, ручное).
 И вот станция осталась позади. Название главного метростроителя - Артура.
К следующему этапу занятий я готовилась долго. В первую очередь, много времени занял сбор информации и поиск фото. Мне хотелось разобраться самой, а вопросы возникали как из рога изобилия. Впрочем, материалы для игр я готовила тоже долго, потому что нарисовала кучу картинок и вырезала море всяких фигурок. В этот раз совсем мало использовалось готовых материалов и быстрых игр, может тема такая, а может быть и я слишком серьезно подошла к вопросу. И все же я довольна и ни капельки не жалею потраченного времени. А еще я подготовила презентацию из 49 слайдов! 48 из них содержат полезную и интересную информацию с фото. Включила сюда все, что можно: от правил поведения, безопасности, устройства метро, работы машинистов, ночной жизни метрополитена до подсчета жетончиков и исторической справки создания минского метро, а также проектов на будущее. Информация упрощенная, рассчитанная на детей, но позволяющая абсолютно всем получить достаточно полную картину подземного мира. Приглашаю вас к просмотру.
Презентация
Смотреть еще презентации из раздела Детские презентации

Если вы хотите воспользоваться презентацией, то ее можно скачать здесь. Делала ее в "Power Point", так что при желании ее легко исправить - сократить, заменить информацию.
Я была удивлена, насколько внимательно мальчики слушали и смотрели презентацию, даже Родион просидел от первого слайда до последнего, а потом еще пару раз прокручивал их.
После изучения информации, перешли к ее закреплению. Сперва вспоминали правила пользования метрополитеном. Для этого я нарисовала кучу схематических карточек.
Дети рассуждали про каждую, выбирали те, на которых нарисовано то, что нельзя делать. И с радостью перечеркивали красными фломастерами.
Затем мы занялись жетонами. В банку я насыпала пуговицы - "жетоны". Дети на глаз пытались определять количество.
А потом с удовольствием поработали кассирами и пересчитали "жетоны".
Ну, а сейчас все еще серьезнее. Работаем турникетом. "Заяц" пытается тихонечко пробраться, а "турникет" старается его услышать и словить.
 Эллинка пришла со школы и с нами поиграла. Турникет-Родион подглядывал и всех ловил).
Недавно мы повесили на стену карту Минска. Она нам сейчас очень пригодилась. Искали все станции метро и проводили через них линии метрополитена - ленточки. Закрепляли булавками и проговаривали все станции.
 Затем, снова повторяя названия станций, наклеивали в нужных местах отметки - кружочки из самоклеющейся пленки.
 Вот он - метрополитен города Минска.
 Достаем карточки с достопримечательностями Минска, которые находятся близ метро. В основном все в центре.
 Разглядываем, вспоминаем, думаем, около какой станции метро находится. И распределяем все на карте.
 Вот, что получилось. Артур очень просил оставить все так. Пока оставили.
Теперь приступаем к изучению устройства эскалатора. Основу механизма составляют движущиеся шестерни. Их я вырезала из картона. Поленилась, нужно было сделать двойными, а то проскакивали достаточно сильно. Но мальчикам понравилось. Разобрались, как работает система. Как соединяются и крутят друг дружку шестеренки. Нанизывали их на шурупы от детского конструктора.
Ну, и сам принцип действия эскалатора с помощью гусеницы от танка). Здесь все работало отлично.
Игрушку тоже далеко не убрали. Мальчики решили еще завтра поразвлекаться.
А эта игра на очень серьезную тему - как спастись, если оказался на путях метрополитена. Повторяли все с точностью за дядей из МЧС, с фотографии из презентации.
 И все равно игра, мальчишки веселились во всю.
И вот мы уже обходчики путей. Дети выявляли дефекты рельсов и устраняли их. Мелкие трещинки (нарисованные простым карандашом) тщательно шлифовали (стирали ластиком).
А крупные дефекты сколы и разломы (вырезанные кусочки и разорванные места) латали новыми кусками "рельсов".
А теперь мы машинисты, которые внимательно следят за графиком движения поезда. На картинках часы с разным временем.
Я говорю о том, что поезд прибывает на какую-либо станцию в такое-то время. Дети ищут нужные часики. Искали оба - Артур разбирался, Родион угадывал.
Игра тоннели. У нас опять в доме полно картонных труб. Вооружились парочкой из них и машинкой вместо поезда. Необходимо отправить "поезд" по тоннелю, а второй участник свой тоннель пристраивает так, чтобы поезд не выпал, а продолжил движение.
Задача оказалась совсем не из легких. С трубами достаточно трудно обращаться.
Их и пристроить нужно, и наклонить, и удержать, так еще и "поезд" запустить. Но мальчики не сдавались, снова и снова отправляя транспорт в тоннель.
От круглых тоннелей переходим к квадратным. А за одно и строим настоящую станцию и пути метрополитена, благо лего у нас в достатке.
Вот что получилось.
Станция с другой стороны.
 Общий вид постройки.
 Ну, и, конечно, самые веселые игры.
Наши пассажиры оказались довольно неуклюжи и растеряли на путях кучу вещей. Доставать их положено специальными щипцами (у нас - пинцет).
На этом я ребят покинула, пусть развлекаются со своим метрополитеном.
Наши игры покажу в Детской галерее
http://www.withsmile.ru/2016/04/kids-link-19.html

19 комментариев:

  1. Поезд на веревочном управлении это супер поезд.

    ОтветитьУдалить
  2. Ваша игра просто вау! Как вы качественно подготовились, продумана каждая деталь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, спасибо, я старалась, очень самой интересно было).

      Удалить
  3. Здравствуйте, Аня! Спасибо за такую замечательную презентацию - думаю, она будет полезна для ознакомления всем детям! Игра получилась очень увлекательной - идея с турникетом повеселила!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, спасибо, буду очень рада, если кому-то еще презентация пригодиться, а в турникет дети уже несколько дней играют.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Аня. Я с интересом просмотрела презентацию. Очень познавательно, и не только детям. Мы, жители не большого города, и метрополитеном пользуемся, когда бываем в больших городах. Поэтому узнать "закулисную" жизнь метро мне было очень интересно. А Артур и Родион в игровой форме познакомились со станциями, правилами безопасности и поведения в метро, поэтому им будет легче ориентироваться в этой "паутине" станций и не растеряются, если что-то случится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Степановна, спасибо, я с детства езжу в метро, но сама всего не знала и не понимала. Не раз задавалась тем или иным вопросом: например, почему на разных линиях метро в поезде разные звуки (на одной гул такой, что у меня раньше уши закладывало), или как воздух поступает под землю, или почему метро не затапливается дождями, почему поезда останавливаются в тоннелях и где ночуют поезда). Вопросов много, но ответов не было, а теперь я нашла их.

      Удалить
  5. Еще одна познавательная игра - экскурсия - путешествие. Ой, как интересно, Анна. спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо, очень рада, что вам понравилось).

      Удалить
  6. Анна, спасибо, что поделились! Очень инетерсно! А вот на Камчатке метро нет, поэтому оно у меня вызывает удивление до сих пор и некоторый трепет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поезда, кстати, тоже у нас не ходят :)

      Удалить
    2. Алена, спасибо, а для меня новость, что у вас даже поезда не ходят. Впрочем, возможно я просто никогда не задумывалась об этом. Рада, что мой рассказ понравился.

      Удалить
  7. Как интересно! Ну, как обычно! У нас метро мимо. Я сама раз в году, в лучшем случае, а дитё и не было в метро еще ни разу. Надо как-то исправить ситуацию что ли)))
    Ань, спасибо за идею!

    ОтветитьУдалить
  8. Аня, я ни разу не была в метро))) Но благодаря тебе я побывала в лучшем метро в мире! Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо, очень рада, что смогла тебя познакомить с метро!

      Удалить
  9. Да, основательно Вы подошли к этой теме! И знаний дети набрались и наигрались! Ваш опыт пригодится многим для таких тематических занятий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо, я буду рада, если кто-то найдет что-то полезное для себя.

      Удалить

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...