понедельник, 4 апреля 2016 г.

Вкусные пятницы - отправляемся в Швецию

Когда я получила новый рецепт проекта Вкусные пятницы, то у меня не было сомнений, в какое путешествие на этот раз отправиться с детьми. Рецепт интересный, необычный, не зря же в этом году у нас Незнакомые знакомцы, а в самом "имени" рецепта было название страны. Итак, представляю вашему вниманию:
Тефтельки по-шведски а-ля Карлсон

500 г смешанного фарша
100 мл молока
50 г манки
2 луковицы
75 мл сливок средней жирности
1/4 чайной ложки корицы (без горки)
соль, немного муки, зелень

Лук натереть на мелкой тёрке и обжарить до прозрачности. Манку залить молоком, оставить минут на 5-6. Фарш смешать с набухшей манкой, луком, солью и корицей. Сделать небольшие шарики размером с небольшие тефтельки. Если фарш успел нагреться, то поставить на 10 минут в холодильник. Если тефтели остались прохладными, то сразу обвалять их в муке и немного обжарить в сливочном масле, пока мука не станет золотистой. Выложить все тефтели в сковороду или противень в 1 ряд. Залить сливками, посыпать зеленью и тушить 15-20 минут под крышкой.


Корица к мясу - звучит необычно, но заманчиво. Впрочем, на самом деле ее не так много, чтобы блюдо напомнило выпечку, в самый раз, чтобы придать некоторую сладкую пикантность. Я сама с превеликим удовольствием скушала, впрочем никто из остальных не возмутился). Да что там возмутился, никто вообще ничего не сказал, то есть совершенно не поняли особенностей, а если и заметили, то не придали им значения))). Света, большое спасибо за рецепт. Для себя я в первую очередь открыла манку в тефтелях). Если и слышала про нее раньше, то готовить не пробовала, теперь обязательно стану применять, а корица... Возможно, когда-нибудь и насыплю немного, главное, что я в курсе, что это возможно!
Как видно из названия рецепта, в этот раз у нас лежит прямая дорога в Швецию. Находим на карте страну, смотрим расположение, сравниваем с Беларусью: Швеция в 2 с лишним раза больше нашей страны - почти 450 тыс. квадратных километров, а проживает в ней столько же населения, сколько и у нас - около 9,5 млн. Почему так? Все просто - в Швеции достаточно жесткий климат, большинство населения концентрируется на юге страны.
 Мы строим в песке нашу Швецию. Выкапываем большое количество озер, проводим реки, которые текут, как правило, с севера и северо-запада и в большом количестве впадают в Балтийское море и Ботанический залив. Много горных рек, с порогами и водопадами.
 В Швеции много гор, они есть по всей стране, но больше всего и самые высокие на севере и западе страны. А на вершинах гор, конечно, снег (из крахмала). Снега здесь много, на севере он лежит очень долго, здесь и летом средняя температура всего +10.
 Затем мы сажаем растения, расселяем животных. В горах Лапландии - заполярная тундра, чуть пониже -криволесье, потом хвойные леса, к югу они сменятся широколиственными. Животный мир – лось, олень, лиса, белка, заяц, волки, рыси, медведи, росомаха, куница, гуси, утки, лебеди, чайки, дятел, орел, сова…. Почвы здесь бедны, потому пашни располагаются в основном в южной части Швеции.
 Когда мы говорим о географии Швеции, то вспоминаем учебник родной природы, написанный для шведских детей Сельмой Лагерлёф - Чудесное приключение Нильса с дикими гусями. Так совпало, что мы только что дочитали эту книгу.
 И мы решили отправить маленького пластилинового "Нильса" в путешествие по нашей Швеции.
 Когда я искала в интернете путь Нильса на карте, то ничего толкового не нашла, хотя мне попалась карта, на которой вроде как даже был нанесен этот путь, но названия местностей совершенно не совпадали, как не совпадал путь туда и обратно, хотя про это указано в книге. В общем, пришлось мне самой пытаться хоть примерно восстановить этот самый путь. Вылетели гуси из деревни на юге Швеции. Дальнейшее их путешествие шло сперва по южной части страны, потом по восточной на север. Например, гора Куланберг, где был праздник всех зверей и птиц и Глиммингемский замок находятся в южной провинции Швеции, на юге же расположен город с Бронзовым и Деревянным, потом птицы летят вдоль Ботанического залива и скорее всего оказываются на острове Готланд, рядом с которым предположительно расположился подводный город.
 И, наконец, они пролетают через восточные леса, где Нильс оказывается в берлоге у медведей. Потом, почти у самой Лапландии Нильс и Мартин подбирают сбежавшую гусыню Марту.
 И наконец-таки, оказываются на горном озере в Лапландии.
 Обратный путь должен пролегать примерно так же. Когда я смотрела на карту, то у меня возникли серьезные сомнения в реальности проходящих таким образом путей перелетных птиц. В любом случае это сказка, весьма интересная, кстати.
Так как мы говорим про Лапландию, то не можем не вспомнить про полярные ночи, ведь на этой территории Швеции полгода день, полгода ночь. Мы пробуем погрузиться в темные полгода. Для этого максимально закрываем свет. Потом дети ожидали за дверями, а я разложила по комнате разные, заранее оговоренные предметы. Я их не запрятывала, но и не ставила в середине комнаты. Задачей детей было их отыскать в темноте. Все согласились, что в таких условиях труднее искать, чем при свете).
 А еще в шведской Лапландии можно наблюдать удивительное явление - Северное сияние. Оно получается потому, что Солнце иногда направляет в сторону Земли лучи с газами, заряженными электронными частицами. Эти лучи притягиваются к магнитным полюсам Земли, и мы можем наблюдать невероятно красивое разноцветное свечение. Мы решили попытаться создать что-то подобное своими руками. Сначала дети раскрасили кусок прозрачного тонкого пластика в разные цвета - желтый, зеленый, красный, фиолетовый, голубой.
 Потом мы погасили свет и пробовали светить через этот пластик фонариком или лампой. Получалось совсем слабое цветное свечение на потолке, тогда мы просто на некотором расстоянии о пластикового цветного листа расположили белый лист бумаги. Теперь свет рассеивался как нужно и мы смогли на листе бумаги наблюдать свое северное сияние.
 На этом этапе Родиошка нас покинул, он решил поспать, чем благополучно занимался, пока мы продолжали наше путешествие))). А мы немного окунулись в историю и вспомнили, что предками шведов были викинги. Скандинавские территории не располагали к хорошему земледелию, оседлому образу жизни, потому викинги занимались завоеваниями и прослыли своим жестким нравом, военными и морскими способностями. Я предложила детям поиграть в шведские городки - король и викинги. На поле с двух сторон выставляются "команды" игроков. По 6 викингов и король. В оригинале и поле, и сами битки городков крупнее, но мы воспользовались тем, что имели.
 Задача игроков: по очереди бросая биты, сбить всех викингов, а потом короля противника. Важно, что короля нужно сбить именно в последнюю очередь. Игрок, сбивший короля заранее, считается проигравшим. Детей игра очень увлекла.
 Способности к мореплаванию мы проверяли в игре "Капитан, корабль, рифы". Корабль с завязанными глазами должен обойти все рифы - кегли, следуя указаниям капитана, который стоит в сторонке.
Цвета флага синий - преданность и справедливость, и желтый. Желтый крест как символ христианства. Впрочем флаг существует давно и был создан по подобию герба Швеции. Ранее флаги были треугольными, сегодня такой можно встретить только на королевских и военных судах.
 Мы, как обычно, рисуем флаг.
 И закрепляем его на палочке.
 Шведы прославленные рыбаки. Рыбу ловить умеют и очень любят. Мы тоже решили поиграть в рыбалку. Для этого я воспользовалась рыбками разных цветов, узоров, с цифрами, у которых отрезала хвостики. Собственно хвосты мы разделили между детьми, а самих рыб я разложила под большим куском ткани - море.
 Задача детей - "нырять" в море и доставать своих рыб. Важно запомнить, какие тебе рыбки нужны и ловить только их. Если возьмешь чужую рыбку, то она просто так отдается противнику, а у тебя забирается одна из твоих собранных рыбешек.
 Побеждает тот, кто быстрее собрал всех своих рыб.
 Столица Швеции - город Стокгольм. Он стоит на 14 островах. Здесь очень много мостов, которыми соединены острова. Я предложила детям тоже соединить таким образом острова из бумаги. Всего 14 островов. Материал для мостиков на усмотрение детей.
 Дети старались соединять каждый остров со всеми соседними. Задача оказалась не столь простой, нужно быть очень внимательным, чтобы не пропустить какой-нибудь остров.
 Итог - 30 мостов. Кстати, сосчитать их тоже оказалось не так-то просто. Эллинка сбилась))).
 На одном из островов стоит королевский дворец, ведь Швеция - это Королевство. И этот дворец весьма впечатляющий - в нем более 500 комнат! Я нарисовала для детей дворцовый лабиринт, в котором в разных местах расположились картинки-предметы.
 Дети должны были провести разных героев к нужным им предметам.
 Еще одна игра, изготовленная на скорую руку - Накорми Карлсона. Именно Швеция дала миру замечательную писательницу Астрид Лингренд, а она в свою очередь подарила нам такого фактурного персонажа, как Карлсон. Всем известно, что он большой сладкоежка, всякие котлеты и даже яблоки он есть не станет, а вот плюшки, конфеты, варенье - пожалуйста! Я нарисовала на карточках собственно сладости и не сладости, карточки перевернула рубашкой вверх.
 Дети кидали по очереди кубик с точками от 1 до 3. По количеству выпавших точек вытаскивали карточки. Из них себе оставляли только те, что Карлсон любит.
 Все, что он не любит откладывалось. Картинки нарисованы на тонкой бумаге (это сделано специально), потому пришлось рисовать карандашами без нажима, на фото плохо видно, но в реальности, картинки хорошо читаемы.
 А это то, что любит наш персонаж.
 А вот собственно и он сам. Продолжение игры - нужно задуть в рот Карлсона все, что тебе удалось насобирать в предыдущей части. Тот, у кого больше карточек имеет больше шансов победить.
 Карлсон из картона закреплен скотчем к краю стола. Дуть нужно сильно и метко. Побеждает тот, кому удастся дать сказочному гостю больше еды.
 В нашем случае Эллинка проиграла, не смотря на то, что продуктов у нее было больше, она не была столь точна в попаданиях, как Артур. В данном случае мне пришлось рисовать картинки именно на тонкой бумаге, толстая и тяжелая плохо бы задувалась.
 Продолжая тему Карлсона, мы вспомнили про то, как он изображал привидение, чтобы напугать воров. Наше привидение получилось благодаря воздушному шарику и куску марли.
 И, конечно, мы его отправляли в полет, отпуская не завязанный шарик.
 Одним из национальных символов Швеции, а также игрушкой является Даларнская лошадка - простая деревянная фигурка изначально красного, позже и других цветов, украшенная некоторыми узорами. Я предложила детям слепить такую лошадку из пластилина.
 Эта лошадка от Артура.
 А это - Эллинкина.
 А потом мы играли со спичками. Точнее решали задачки. Собственно, почему спички? Все просто. Безопасные спички, которые поджигаются только от коробка, были изобретены в Швеции. До этого были спички, которые возгорались от любого трения, что было совершенно не безопасно. А задачки я подобрала самые простые. Многие из них Эллинке были совершенно не интересны, но для знакомства с подобного рода задачами Артура они очень подошли.
 Сперва нужно было из пяти спичек сложить два треугольника.
 Потом в спичечный прямоугольник добавить одну спичку и получить два квадрата. Если усложнить, то можно составлять два квадрата из 7 спичек.
 Затем мы считали количество квадратов вот в такой фигуре. И количество прямоугольников.
 А потом нужно было из фигуры убрать две спички и получить два квадрата.
 К этим двум квадратикам необходимо добавить две спички, чтобы получилось три квадрата.
 А тут с помощью одной спички сделать три треугольника.
 Перешли к задачкам потруднее. Переставь две спички так, чтобы избушка на курьих ножках повернулась в другую сторону.
 А здесь необходимо переместить три спички, чтобы рыбка поплыла в противоположную сторону.
И снова простая: сделай из этой фигуры снежинку, убрав три спички.
 В конце мы делали человечков из спичек. Артур сказал, что это наша семья.
 Швеция богата необычными отелями. Здесь есть гостиница в самолете, который стоит в аэропорту, отель на дереве и даже под водой, куда доставляют туристов на лодке. А еще здесь каждый год отстраивают заново ледяной отель. Там не только ледяные стены, но и кровати. И даже находятся желающие переночевать в этих условиях!
 Мы взяли кубики льда и тоже строили кровати для нашего мишки.
 А тут даже одеяло ледяное получилось. На самом деле лед начинает быстро подтаивать и становиться скользким, так что задача совсем не из легких, жаль, что кубиков было мало.
 Швеция дала миру долгие годы популярную и известную даже современным детям группу Abba. Некоторые песни мы послушали, дети даже узнали их. А Артур отлично потанцевал.
 В продолжение шведских подарков миру мы поговорили о некоторых изобретениях. Для этого дети пытались найти на картинках ответы на вопросы: Где здесь шведская стенка? Где здесь шведский стол? Где здесь шведский ключ?
 Вот эти картинки.


Шведский ключ и для меня стал открытием, я никогда не слышала про это выражение. Кстати, сами шведы свои изобретения шведскими не называют, хотя и признают, что придумали их.
Когда мы говорим о Скандинавских странах и Швеции в том числе, то невозможно не вспомнить про гномов. Даже в "путешествии Нильса" все началось именно с гнома. Так как у нас в руках оказался спичечный коробок, то мы решили сделать в нем домик для маленького гномика.
 А вот то, что у нас получилось.
 Внутри коробочки раскладные стены и пол, окошко со шторками. Дополнительно мебель: диванчик из пробки, сундучок с сокровищами из нее же, стол из пробки и пористой резины. Сам гномик - маленький кусочек карандаша, жаль, но заточить не получилось, пришлось просто рисовать колпачок.
 Снаружи просто наклеенные дверь, окошко, крыша....
 Все маленькое))). Вот так на моей ладони.
 И все спокойно укладывается в домик-коробок.
 И закрывается.
Ну, и наконец, мы немного познакомились со шведским языком. Я искренне пожалела шведских детей, потому что в языке невероятное количество такого трудного звука Р. Артур даже особенно не повторял слова, потому что у нас еще есть проблема с этим звуком. Слова мы взяли просто из разговорника вот здесь. Зато от души повеселились разбираясь в родственных связях по отцовской и материнской линии. Например, мама - му:р, а мамина мама (бабушка по материнской линии) - му:рму:р. Мы представили себе и прабабушку))). А вот отец - фа:р, соответственно его мама будет фа:рму:р.... И так далее, в общем, поиграли мы со словами в свое удовольствие.
Рассказать о наших Вкусных пятницах и путешествии я отправлюсь к Свете
http://smilylana.blogspot.com.by/2016/03/tasty-fridays-march.html
http://www.withsmile.ru/2016/04/kids-link-19.html

32 комментария:

  1. Высший класс!Возьму за основу поста о Щвеции для детей)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо! Буду очень рада, если тебе пригодится.

      Удалить
  2. Прямо с удовольствием прогулялась с вам! Ну, как обычно)))
    Задувание предметов в Карлсона - отличное логопедическое упражнение - развивает направленность и силу воздушной струи, что, кстати, весьма важно для правильного "Р", но важно(!) щеки при этом не надувать, ну и не переусердствовать вообще до головокружения, например)))
    Про шведский ключ тоже не знала, вот ведь - век живи, век учись)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо, мы такие упражнения любим, Карлсон как раз кстати пришелся).

      Удалить
  3. Как интересно! Сама узнала из вашего путешествия много интересного

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо, рада, что было интересно.

      Удалить
  4. Отличное путешествие получилось)
    Карлсон - мой любимый сказочный герой детства)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алиса, я тоже очень люблю этого персонажа.

      Удалить
  5. Аня, как здорово!!! Рецепт взяла себе на заметку. А сколько игр у вас к этой теме подобралось!!! Как увлекательно и весело! Класс!!! всегда, после посещения твоего блога прихожу в дикий восторг!!! от твоей фантазии и воодушевлённости детей))) Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина, по темам путешествий, как правило, идей рождается невероятное количество, приходиться резать, потому что не осилим))).

      Удалить
  6. Ана, спасибо за чудесную прогулку и массу идей и воодушевление!

    ОтветитьУдалить
  7. Шведский ключ))) это и для меня явилось загадкой. Аннушка, очередное "Браво" и "Спасибо" за Ваши "вкусные пятницы"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, с ключом интересно, очень многие не знают, что за он, наверное, то ли словосочетание все же не в наших краях популярно, то ли давно не употребляется).

      Удалить
  8. Очень -очень здорово! Как раз читаем сейчас про Карлсона, так что игру с любимыми и нелюбимыми блюдами и задуванием в рот беру себе :) И тефтельки, конечно, тоже! Всё очень интересно, как всегда! Спасибо, Анна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо, буду очень рада, если идеи пригодятся.

      Удалить
  9. Анечка, какие-же глубокие ты всегда готовишь тематические занятия. Я и то у тебя узнаю всегда много нового, а ты еще так доходчиво и интересно все для деток рассказываешь, что хочется повторить для Олеси. Спасибо тебе большое!
    P.S. Рецепт тефтелек очень удивил - надо попробовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, спасибо! Буду очень рада, если вы повторите).

      Удалить
  10. Здравствуйте, Аня. Как всегда - увлекательно, интересно, творчески и НЕПОСТИЖИМО. Как можно успевать играть с детьми весь день и еще выполнять домашнюю работу? Очень интересное путешествие. Понравилось северное сияние и летающее привидение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Степановна, спасибо, ну, домашняя работа и подождать может))).

      Удалить
  11. Невероятно, сколько вы всего попробовали, и всё так интересно! Очень обогащающее занятие, такие разные техники, разные области знания, разный опыт - просто здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо, люблю, когда с разных сторон), так нагляднее и увлекательнее.

      Удалить
  12. умнички, респект и уважуха маме

    ОтветитьУдалить
  13. ого!!! ну и игр у Вас в течение дня!!! отличная идея про Карлосона с открытым ртом и летающим приведением!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна, буду рада, если вам с девочками пригодятся наши идеи.

      Удалить
  14. Аня, спасибо за ИЗУМИТЕЛЬНОЕ путешествие!!! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо, рада, что понравилось!

      Удалить
  15. Здорово "попутешествовали!" Интересно, как часто такие игры Вы проводите с детьми?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталья. Путешествуем мы сейчас 1-2 раза в месяц, как получается. А вообще тематические деньки стараюсь почаще организовывать.

      Удалить
  16. Ничего себе!!! Вот это у вас мир!!! Я восхищена!!! Мама -герой! очень, очень насыщенно и интересно! просто невероятно!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Светлана, рада, что вам понравилось.

      Удалить

Еще немного зимнего

Праздник снега

Выпал первый снежок и нам захотелось это отпраздновать. И пусть на улице мы наслаждались снегом, но почему бы не насладиться им еще и дома....