понедельник, 25 июля 2016 г.

Проект Камни - исследовательская часть

Камень - о великое создание природы! Задумывались ли вы, что благодаря камню существует мир? Миллионы лет камень создает планету. Благодаря камню люди научились охотится, жить, готовить еду, строить жилища, даже украшать себя! Все благодаря этому простому и привычному камню! Как много его у нас под ногами - камни везде. Лето - удачное время для глобального изучения этого чуда природы. Начинаем с прогулки. Сперва собираем камни - большие и маленькие, разных цветов, форм и плотности.

Когда коллекция собрана, испытываем ее с помощью рисования. Какие следы оставляют камни? Одни очень легко "пишут", другие лишь слегка "царапают". Почему? Наверное, они разные по составу и плотности. Чем мягче камень, тем легче им оставить след. Лучше всего рисуют куски рукотворного камня - пеноблок и кирпич. В их составе глина, известняк, гипс. А еще хорошо рисует древесный уголь, который нам тоже попался для исследования. Его тоже можно назвать камнем.
Дети таскали камни не глядя, а потому принесли и не совсем нужное, я бы сказала недокамни. Но они оказались очень кстати для нашего второго исследования. Камни получаются разными способами. Например, при извержении вулкана застывает магма и лава - результат - камни. Некоторые образуются в земле, в результате смешивания и слеживания осадочных пород, другие под воздействием температур в недрах земли. И вот у нас в руках плотные куски, казалось бы камни, но при определенном воздействии их все же достаточно легко разрушить. Дети нашли куски земли (песка, глины и примесей), которые слежались и скрепились в камни. Возможно, при дальнейшем развитии. эти куски на самом деле стали бы камнями, но они попали к нам для изучения. А мы стали их разрушать.
Не так уж легко далось уничтожение камней. А если бы мы взяли окончательно оформившиеся камни, то разрушить их было бы еще труднее, потому что плотность этих камней велика. Но все-таки камни можно разрушить. И в природе, они перетираются, обветриваются, омываются, раскалываются, обламываются. В итоге, они не только формируются, но и разрушаются, превращаясь в мелкий гравий, гальку, песок.
Кстати, о песке. Мы внимательно рассматриваем его и приходим к выводу, что он тоже камни. Только очень мелкие.
Все камни разные. Дети берут по маленькому камушку и крупному и проводят испытания. Одновременно отпускают их на землю. С одновременностью было тяжеловато, но мы этого добились. Оказалось, что большие камни долетают до земли быстрее. Почему?
- Потому что у них большая масса, - авторитетно заявляет Артур.
Действительно, чем больше масса, размер, тем скорее упадет предмет, потому что на него не так сильно действует сопротивление атмосферы. Скорость также зависит от формы. Отмечаем, что маленькие камни при падении фактически не оставляют углублений в песке, а большой делает ямку. Своим весом он вдавливает землю.
Именно поэтому космические камни, метеориты, при падении на Землю, оставляют воронки. Ведь они летят с большой скоростью, с большой высоты и имеют большую массу. Проводим испытания метеоритов. Бросаем камни с разной силой, придавая ускорение, с разной высоты, а еще в разных местах - где земля более плотная и менее. Проверяем размеры углублений.
Для маленьких камней тоже нашлось испытание. Мы их катаем с горки. Какие быстрее скатятся? Крупнее или мельче? Тяжелее или легче, ровные или с острыми краями?
А потом пробуем их закатывать на горку. Это уже труднее.
Наши исследования продолжаются дома. Для начала, смотрим мультфильм "Жизнь камня"
А потом достаем все наше богатство. Камней дома много, есть и речные, и морские, и собранные во дворе. Кое-что принесли с прогулки только-только. Все камни разные. Дети рассказывают, что они отличаются по:
- размеру
- форме
- цвету
- массе
- структуре (гладкие, рельефные, с дырочками, с блеском и прочее)
Оказывается, что большой размер камня еще не гарантирует такую же массу. Некоторые большие камни весят меньше, чем маленькие.
Чтобы взвешивать камни, я соорудила примитивные весы. Но чаши очень неудобные, нужно будет придумать им замену, например, пластиковые стаканчики. Дети сравнивали камни по весу и находили те маленькие, что тяжелее некоторых больших.
Чтобы разобраться в многообразии камней мы обратились к интернету. Рассматривали разные виды горных пород и минералов, искали подобные у себя. Конечно, претендовать на точность мы не можем, но было очень интересно.
А еще мы знакомились с такими необычными камнями, как коралл и янтарь. Оказывается, что в их создании принимают участие живые организмы. Янтарь - окаменевшая смола дерева. А кораллы образуют полипы. Дети с лупой выискивали дырочки-домики этих существ. Не обошлось и без рассказа о жемчуге.
Купание камней - очередной этап изучения. Интересно, а могут ли камни плавать? Оказалось, что они тонут. Но все ли?
И тут нашлась парочка водоплавающих - кусок пеноблока и пемза. Последняя вулканического происхождения. Застывшая лава, в которой остались частички воздуха - поры. Пеноблок специально создается пористым - с воздухом внутри. Именно благодаря ему пористые камни и плавают на поверхности. Интересно, а древесный уголь утонет? К сожалению, с улицы мы угля не прихватили, пришлось довольствоваться теорией.
Купание камней весьма увлекательно. Дети обнаруживают, что камни меняют свой цвет, когда намокают. Некоторые стали красными, хотя изначально не очень на таковые походили. Дети моют камни, а за одно мы вспоминаем, что золото тоже моют. Рассматриваем картинки золотых самородков, которые тоже камни. Мальчики решили тщательнее осмотреть свои камушки, а вдруг найдут золото?
А какая температура у камня? Изучив все доступные, ребята приходят к выводу, что они не холодные и не теплые. Такие, как и все вокруг. Наверное, как воздух? Точно. Воздух нагревает камни до своей температуры. Мы теплее воздуха. Если держать камни в руках они станут как мы - температуры тела. А как еще можно охладить или нагреть камни? В домашних условиях мальчики решают воспользоваться морозильной камерой.
Греть же второй камень решено было в горячей воде.
Интересно, как повели себя выбранные нами камни. Грели мы камень в воде всего одну минуту и он оказался теплым. Остывал долго - около часа. А вот остужали в морозильнике долго (за короткое время становился лишь прохладным) - 1 час. И вот возвращался к комнатной температуре камень быстрее - за 30 минут. На научные изыскания не претендуем, но делаем выводы, что камни и остывают и нагреваются по разному.
Купание камней настолько понравилось, что не обошлось без них и в ванной. А за одно мы разбирались, зачем крокодилы глотают камни. Наш крокодил был из пластиковой банки. Он отлично плавал на поверхности и не мог нырнуть глубоко.
Тогда он проглотил камушек. Теперь погружаться стало немного легче. Потом было проглочено еще несколько камней.
Теперь крокодил мог на половину свободно погрузиться в воду.
А как сделать, чтобы он лежал на пузе, а не головой вверх торчал? Нужно распределить камни по боковой стенке. Ура! Наш крокодил вполне доволен жизнью, даже рыбу сожрал)))). Потом, крокодила, конечно топили, поили водой и устроили в нем аквариум, но  это в качестве продолжения эксперимента).
Как же нужны все-таки камни людям! Где их только не применяют. Без них и дом не построишь, и на охоту не сходишь, даже хлеб не сделаешь! Мы вспомнили о жерновах. По сути зерно перетирается между двух камней. Кстати, некоторые животные для этого тоже глотают камни, чтобы они способствовали пищеварению. Мы же провели простой эксперимент - делали муку из зерна, растирая между двумя камешками перловку. Не так-то просто, но очень интересно.
Вот такие научные исследования провели мы с мальчиками. На изучение камней нас натолкнула подборка великолепного материала в блоге у Оксаны Моя Песочница. Также спасибо за идеи Клубу увлеченных мам и Марии Суздалевой
Впереди еще две части проекта, а пока расскажем о наших исследованиях
http://tsvetyzhizni.ru/maminy-posidelki/konkursy/galereya-zabavnyj-kalendar-leto.html

25 комментариев:

  1. Очень подробно и интересно рассказано!) Понравился ваш эксперимент с камнями на горке) А пример и опыт с крокодилом просто срази наповал!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана, мы очень старались))). Начиналось все с нескольких идей, но новые возникали просто мгновенно. Удивительный материал для исследования!

      Удалить
  2. Аня, очень интересно! Спасибо тебе огромное!

    ОтветитьУдалить
  3. спасибо)
    и вовремя, как раз готовлю материал по камням)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алиса Сергеевна, буду очень рада, если пригодится.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Аня. Воспитатель нашего ДС опубликовал конспект в журнале "Дошкольное воспитание" на тему "О чем рассказывают камни" Все Ваши опыты и эксперименты в этом конспекте есть. Мы проводили это занятие для слушателей краевых курсов. Еще один эксперимент с кусочком кирпича, доказывающий наличие воздуха в камне. В стеклянную банку с водой опускаем кусок кирпича, и из него, как в бокале с шампанским, поднимаются пузырьки воздуха. Керамзит и кирпич разные по массе, один тонет, другой нет. Но и в одном и в другом камне есть воздух.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Степановна, здравствуйте, спасибо за интересный опыт, нужно будет с детками его тоже сделать, очень интересно.

      Удалить
  5. Интересный проект для ребятишек))), спасибо, Анна

    ОтветитьУдалить
  6. Как всегда очень интересно! Дочка сказала, что тоже сейчас будет со своей коллекцией камней экспериментировать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лада, спасибо, как чудесно, что дочку заинтересовало!

      Удалить
  7. интересно получилось! Опыт с крокодилом вообще класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо, с крокодилом забавно получилось), веселая игра для малышей.

      Удалить
  8. После экспериментов с водой холодной и горячей можно и ванной с ними искупаться!)) Классные эксперименты у вас получились!

    ОтветитьУдалить
  9. Сижу улыбаюсь крокодилу! а ведь биологический факт обыгран! Крокодилы специально заглатывают камешки, чтобы пища у них перетиралась в тракте. И называют такие камешки гастролиты.

    ОтветитьУдалить
  10. Как интересно получилось! Спасибо за материал, Аня, и вдохновение))

    ОтветитьУдалить
  11. Как интересно получилось! Спасибо за материал, Аня, и вдохновение))

    ОтветитьУдалить
  12. Анечка, как здорово! В самом деле удивительное рядом: с такими простыми и обычными, привычными и "родными" камнями столько всего напридумывать!... Супер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мила, спасибо, все само придумывается))), оказывается, что в камнях заключен невероятный потенциал.

      Удалить
  13. Елена Кириченко17 мая 2018 г. в 08:30

    "Оказалось, что большие камни долетают до земли быстрее. Почему?
    - Потому что у них большая масса, - авторитетно заявляет Артур.
    Действительно, чем больше масса, тем больше сила притяжения"

    Это абсолютно безграмотно с точки зрения физики. Удивительно также, что столько комментариев, и все согласны с тем, что вы написали.
    Еще в 16 в Галилей доказал, что скорость падения не зависит от массы тела. Разница будет, если учесть сопротивление воздуха - поэтому перо или лист бумаги замедлится в полете и приземлится позже того же камня. Но два камня в свободном падении достигнут земли одновременно, независимо от размера или массы.

    Замечательно, что вы столько делаете с детьми и делитесь этим. Но жаль, что при этом распространяете средневековые научные взгляды.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, огромное спасибо за замечание! Да, вы правы, сила сопротивления атмосферы будет больше тормозить более легкие предметы. Также на это влияет форма, плотность предметов. Как-то я это упустила из виду, и упростила настолько, что получилось совершенно неверно.

      Удалить

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...