На этот раз мы отправлялись на прогулку с целью - наблюдать и изучать. Шел снег. И мне удалось сделать единственное фото снежинки крупным планом. Идея фотографировать эту красоту у меня возникла после прочтения поста Юли в блоге Море творческих идей для детей. У Юли уникальные фото снежной красоты. У меня только одна картинка ломаной снежинки. Но не это самое главное. Мы ловили снежинки, рассматривали их размеры: большие попадались редко - примерно 7 мм, снежинки по полсантиметра встречались чуть чаще, но большинство были мелкими - не больше 3 мм. А еще мы делали чудесную вещь! Растворяли снежинки своим дыханием!
Всю прогулку мы построили по принципу наблюдения и изучения окружающего зимнего мира. И хочется сказать спасибо за эту идею Оле и ее блогу Магия биологии. Ее рассказ о том, как можно изучать природу зимой, меня вдохновил на удивительную прогулку! Мы не стали выделять тему и цель нашего исследования, мы просто были внимательными, и вот, что у нас получилось.
Первым делом дети обратили мое внимание на дуб, который до сих пор стоит с листьями. По правде говоря, я знала про него, но заметила эти листья только пару лет назад, не смотря на то, что живу рядом с ним почти всю сознательную жизнь. А вот Родион уже на третьем году жизни усмотрел эти листья и удивился!
Этот дуб я идентифицировала как болотный. С резными острыми листьями. Детям, это собственно пока не интересно, а важно само необычное событие - осенние листья посреди зимы.
Потом мы шли по следам птиц. И вдруг следы оборвались!
- Куда делась птичка?
Дети ответили хором и даже показали:
- Улетела!!!
Следующим наблюдением было обилие семян на деревьях клена.
Мы даже запускали вертолетики, как осенью. Поговорили о том, что семенами питаются зимой птицы.
А потом Артур нашел березу! Это дерево единственное, которое он определяет даже зимой с ходу))). Впрочем, оно и понятно - очень уж характерная кора у березы.
Я же обратила внимание детишек на мох. И рассказала, что он в основном растет с северной стороны деревьев, потому что не любит солнце, а с северной стороны тень чаще. По мху можно определять стороны света. И хоть компаса у нас с собой не было, но я точно помню, в какой стороне от нашего дома север, поэтому смогла удостовериться в правильности этого наблюдения.
А потом мы обнаружили ягоды Снежноягодника. Некоторые из них уже успели почернеть. Очень зимние кусты. Поговорили, что для людей ягоды несъедобны, а вот некоторые птицы питаются ими зимой.
Артур обратил внимание на цветы гортензии. И вправду очень интересно засыхает, но не вянет этот цветок, а потом может простоять вот так всю зиму.
А вот на ветках этого куста мы нашли шипы, дети с удовольствием их ощупали. А когда же, как не зимой, шипы можно рассмотреть так хорошо!
А вот и веточка тополя с огромной почкой. А на почке-то перышко! Делаем некоторые выводы: на веточке сидела птица, а когда улетела, то оставила прилипшее к почке перо. Наблюдения: у тополя липкие почки.
Рассмотрели кроны деревьев. Оказывается они все разные - с тонкими и толстыми веточками, с опущенными к низу и поднятыми вверх, "лохматые" и редкие.
Нам не встретилось большого забора, но и у маленького мы обнаружили сорняки. Она, конечно, не зеленые, но их и вправду много, поговорили про подзаборники. Что их так называют, что ветер приносит семена прямо под забор, они тут и растут, так как совсем не прихотливые растения. Но самое интересное нас ждало впереди.
Я выдернула одно растение прямо с корнем. И вот какая зеленая прелесть обнаружилась у самых корней, растущая под снегом! Теперь я на живом примере смогла показать детям, почему не нужно раскапывать снег. Еще раз рассказала, что снег, как одеяло накрывает и согревает растения, предохраняет их от вымерзания. Вот тут даже зеленые листики растут - и это зимой!
Но детям трудно удержаться, чтобы что-нибудь не раскопать. Поэтому, копаясь под забором, они обнаружили опавшие осенью листья. И мы поговорили о том, что же происходит с листьями после того, как они опали. Конечно, осенью мы видели красивый желтый ковер, потом листья сгребали и убирали, но не все, некоторые стали коричневыми и остались на земле, а дальше? А вот дальше их засыпало снегом, постепенно они разрушаются, гниют, попадают в почву. И образуют среди прочего верхний слой земли, листья являются естественным удобрением почвы. Зачем? Все просто - в удобренной почве лучше растут растения.
А вот эта земляная дорожка откуда? Естественный вопрос - кругом снег есть, а тут нет. Рассказываю про теплые трубы под землей. Вспоминаю, как мне об этом рассказывал в детстве папа. Обращаем внимание на птиц, которые бродят по этой "дорожке". Конечно, здесь теплее, чем на снегу....
А еще здесь есть семена, например, клена, то есть на земле проще найти питание.
По дороге домой находим древесные грибы. Дети уже знают, что есть грибы на земле, теперь они увидели и другой вид.
Всю прогулку собирали веточки с деревьев. А вот у этого клена Артур предложил водить хоровод.
Дома веточки мы рассматривали очень внимательно. Обнаружили, что они все разные. У каштана толстые ветки и большие липкие почки. У тополя почки длинные и ароматно пахнут, у клена кроме почек есть еще метелочки, на которых висели семена....
Веточки мы поставили в воду, посмотрим, что из этого получится.
Покажем нашу прогулку в Детской галерее
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий