пятница, 17 апреля 2015 г.

Как объяснить ребенку математику?

Нашей семье посчастливилось познакомиться со справочником для родителей "Как объяснить ребенку математику" издательства "Манн, Иванов и Фербер". Не смогла удержаться от отзыва на эту книгу, ведь пока ждала ее прочла много разных слов об этом издании, некоторые далеки от хвалебных, но я не верила, что в таком прекрасном издательстве выпустили что-то не очень хорошее. И правильно делала! Справочник просто чудесный! Но начну я все же издалека.


Я люблю математику, в детстве это был один из самых интересных для меня предметов, в отличии от многих одноклассников я его ждала, с удовольствием и легко готовилась, даже просто ради развлечения решала на досуге задачи по геометрии и системы уравнений. Для того, чтобы легче и быстрее что-то считать я сама разрабатывала системы и подходы. Числа для меня не были чем-то абстрактным, они были как живые. При этом я видела, с каким трудом многим дается изучение этого предмета. И вот подросла моя дочка, окончила первые классы школы, и тут выяснилось, что ей все тоже не так уж просто дается. Мы сидели над математикой подолгу, я объясняла, пыталась научить ребенка своим способам вычисления, старалась научить ее видеть наглядность и образность сухих цифр. Давалось это с трудом. Оно и понятно - мой ребенок другой, не такой как я. Столкнулась я и с другой проблемой. Наши учебники оставляют желать лучшего. Написать так, чтобы понятно было, это не для наших составителей, а уж найти нужную информацию и того труднее. Часто случалось, что нужно было вернуться к пройденному материалу, а учебник сдан. Интернет в помощь. Искали, старались найти удобную форму подачи. Столкнулась с еще одной проблемой: дочка частенько болела, практически половину учебного года мне приходилось с нею заниматься домашним обучением.
В общем, я уже давно ощущала острую необходимость в универсальном справочнике, где есть если не все, то основное по предмету. И тем острее становилась эта необходимость, чем старше становилась дочка. И вот у нас в руках справочник "Как объяснить ребенку математику". Сказать, что я довольна, значит, не сказать ничего. Родители, которые долго пробивались через дебри раздробленной информации школьных учебников меня хорошо поймут.

Итак, что же из себя представляет справочник? Это сборник правил по шести темам: Числа, Геометрия, Алгебра, Тригонометрия, Статистика и Вероятность. Все правила проиллюстрированы огромным количеством графиков и схем, приведены примеры на каждое правило.

Сразу скажу, что правила эти вряд ли подойдут для заучивания, чтобы ответить на уроке. Некоторые нюансы перевода не дают возможности их так использовать. Тут ребенку все-таки придется выучить правила из учебника. А вот чтобы понять эти правила, справочник очень хорош. Тут нет воды, лишних заумных слов, все четко и по делу. Не понял текст - пожалуйста, рассматривай график, изучи пример.

В разделе Числа очень полезная статья про устный счет, до некоторых интересных закономерностей я сама в своем математическом детстве так и не дошла.

А тут рассказано и наглядно продемонстрировано, как можно упростить счет. Это очень важно для увеличения скорости решения задач и примеров, что у нас, например, является больной темой. Дочка слишком долго все решает, и если дома - это не имеет большого значения, то на контрольных и самостоятельных дает о себе знать.

В общем, в этом разделе собрана информация о всех действиях с числами, дробях, степенях, корнях, рассказано о единицах измерения, о времени, о римских цифрах и даже двоичной системе исчисления.

Раздел по геометрии просто наполнен формулами, то есть все, что нужно в одном месте. при этом с наглядными картинками и объяснениями.

Не нужно перелистывать учебник, чтобы найти нужное, не нужно рыть интернет, чтобы добыть формулу, которая забылась с годами обучения.

Разъяснения все понятны и просты. Я вспомнила, как мы с дочкой пытались разобраться со смежными углами. Вроде бы все просто - имеют общую сторону, значит, смежные? По факту это оказалось не совсем так. Детям на уроке нюансов не объяснили, учебник "говорил" так путано, что мы запутывались еще больше. Только в интернете выудили нужную информацию.

Тут же я сразу нашла все коротко и просто, написано так, что не оставляет никаких сомнений.


Раздел Тригонометрия посвящен синусу, косинусу и тангенсу, что само собой разумеется. Забавно, но из своего школьного детства я так и не вынесла одного момента - для чего мы все это вычисляем). Конечно, нам это объясняли в самом начале, но потом мы настолько погрязли в вычислениях этих самых функций, что их суть просто потерялась. Теперь я точно знаю, зачем это нужно!))) Собственно тут рассказано все коротко и просто. Одна загвоздка - таблиц справочник не имеет. С удивлением узнала, что калькулятор имеет кнопки для вычисления тригонометрических функций, интересно, сейчас в школах этим пользуются или по старинке хранят брошюры с таблицами?

В разделе Алгебра разъяснены способы преобразования выражений, работа с уравнениями, их системами и конечно построение графиков.

Что мне особенно понравилось в справочнике, так это разъяснение практического использования тех или иных математических знаний. Если с геометрией и простыми числовыми действиями все и так более менее ясно, то необходимость уравнений не всегда с ходу понятна. А тут все просто как на ладони: где и как применять свои знания в жизни. Не это ли важный толчок к обучению? Учить легче тогда, когда понятно, для чего ты это делаешь.

Два последних раздела - Статистика и Вероятность - в нашей школе не изучаются, возможно и зря.
Мне, например, статистика пригодилась в вузе, но так как я гуманитарий, то и там мы ее не изучали, до всего пришлось докапываться самой. Так что эти разделы совсем не лишние, для общего ознакомления и развития весьма полезны.

В конце справочника небольшой Справочный раздел, в котором собраны все нужные информационные таблицы, в том числе и таблицы умножения до 12(!), единицы измерения и их преобразования, формулы, а также основные термины, которые используются в справочнике.
Ну, а теперь об общих впечатлениях. Я книгу прочла почти полностью, для общего развития и освежения воспоминаний. Практически каждому родителю приходится сталкиваться с тем, чтобы помочь ребенку с математикой. А как помочь, когда не помнишь сам? Как бы хорошо мы не учились в школе, но если знаниями не пользоваться, то они прячутся на задворках нашего сознания. Иногда трудно вспомнить какую-то мелочь. Вот тут на помощь придет этот справочник, где все наглядно, интересно и конкретно. Хоть справочник и для родителей, но школьникам тоже весьма полезно им пользоваться самостоятельно. Дочка уже приходила ко мне с вопросами, за ответами на которые я отправляла ее к этой книге. Разобраться с новой темой может быть ребенок не всегда сможет сам, а вот освежить или структурировать прежние знания - запросто. К сожалению, в справочнике я наткнулась на некоторые несовершенства перевода. Таких моментов немного, но они есть, посему все же рекомендую ознакомиться с книгой родителям, прежде чем давать ребенку для самостоятельного изучения. В нескольких местах мне пришлось править карандашом, чтобы ребенок не запутался.
Справочник, конечно. не смог покрыть все вопросы математики. Например, тут абсолютно не затронуты интегралы. Я не знаю, изучают ли сейчас эту тему в школах (моя дочка пока только в 5 классе), но в нашем школьном детстве тема имела место быть. Впрочем, нельзя ожидать, что одна единственная книга заменит все учебники по математике. Это хороший помощник в обучении ребенка, который вобрал в себя основные темы школьной программы.
Интересного и эффективного вам обучения!
Расскажем о бы этой книге в Детской галерее
http://yellowchickens.blogspot.ru/2015/04/7_1.html

30 комментариев:

  1. Аня, представляешь я тоже сегодня хотела поделится этой книгой )) Книга супер!!! Главное нравится всем от мала до велика. Я когда её рассматривала , только и говорила , "о надо же если бы у меня была такая книга в детстве как бы она мне помогла" .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, действительно, книга чудесная, очень облегчает освоение предмета! Мы с дочкой уже месяц с нею, и не расстаемся))).

      Удалить
  2. Спасибо!)))Ань все так по полочкам разложила.Теперь буду иметь в виду,что можно подарить на ДР подругам

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, книга действительно достойная подарка).

      Удалить
  3. Аня, спасибо, я давно искала нечто подобное для моих мальчишек))) Осталось найти такую книгу у нас, в Беларуси. Насчет толковости изложения математики в наших учебниках абсолютно такой же бардак...Мало того, у нас еще и преподавание алгебры и геометрии чередуется по месяцам. Алгебру подтянули, геометрию напрочь забыли...Мы с мужем сами математики, нынешнюю методику абсолютно не понимаем. Стыдно сказать, нанимали репетитора ((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно поучаствовать в СП и заказать с Лабиринта, если нужно, то дам ссылку. На оз бай есть http://oz.by/books/more10407904.html
      Да. у нас все вперемешку - то одно, то другое, бред(((

      Удалить
    2. Точно, на Oz есть))) Ань, дай ссылочку на лабиринт, пожалуйста))) может, дешевле получится))) можно на e-mail)))

      Удалить
    3. Света, отправила тебе сообщение в гугл+

      Удалить
  4. Аня, а с какого возраста рекомендуется эта книга? для школьников? 6+?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Скорее для их родителей))). Вообще книга о математики от самого начала и до тем старших классов. Так что для начальной школы подойдет вполне, единственное, что младшим школьникам нужно изучать вместе с родителями.

      Удалить
  5. А мне эту книгу прислали больше месяца назад, и я все никак не сподвигнусь написать отзыв... Всё не знала, с какой стороны начать... Анечка, спасибо,очень у Вас всё здорово получилось, уверена, что Вы смогли заинтересовать читателей. Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна! Знаете, у нас эта книга тоже уже месяц, но это немного иная книга, чем детские. Их просмотришь, прочитаешь быстренько, дашь детишкам полистать-почитать.... И можно писать отзыв. А эту книгу нужно изучить, если не полностью, то хотя бы частично, попробовать в действии))). Этим мы месяц и занимались))).

      Удалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. И где такую чудо-книгу можно купить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся, книга есть в наших интернет-магазинах, на том же оз бае, выше в комментариях давала ссылку. Можно подвязаться в СП книг и заказать с лабиринта. Если интересно СП, могу дать ссылку на то, где заказываю детскую литературу я.

      Удалить
    2. Мне не приходило в голову заказывать книги по почте, надо посмотреть.

      Удалить
  8. Аня, спасибо за обзор полезной книги, теперь смогу порекомендовать ее своим знакомым.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо за знакомство с книгой. Постараюсь найти, мне как математику очень интересно ее содержания. А после знакомства буду делать свои выводы и давать оценку. Спасибо, что пробудили интерес

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, мне было бы очень интересно узнать ваше мнение по поводу этого справочника.

      Удалить
  10. Аня, спасибо за рассказ о книге. Я тоже страстная поклонница математики и давно засматриваюсь на этот справочник. Вы меня убедили :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, рада, что книга заинтересовала, думаю, что вы не пожалеете, если пополните ею свою библиотеку.

      Удалить
  11. Ой, как нужна будет нам эта книга, судя по рассказанному! Спасибо, Аня, большое! Никогда про неё не слышала. Там материал, я так поняла , средней школы, не начальной?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, там все и для начальной школы в том числе. Если в первом классе в книге вряд ли есть необходимость, то потом, когда начинается много счета с большими числами, умножение-деление и прочее - будет уже полезна. В любом случае я была бы рада, если бы книга у нас появилась хотя бы в 4 классе, а то и в третьем.

      Удалить
  12. Аня, возьму на заметку, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  13. Аня, мне очень приятно, что книга попала в надежные руки, понравилась и будет приносить детям пользу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, огромное спасибо. Этот приз в вашем конкурсе оказался весьма ценным и полезным для нас!

      Удалить
  14. Это просто что-то невероятное!!! Спасибо большое, Аня, за обзор! Надо и нам такую прикупить обязательно)))

    ОтветитьУдалить

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...