четверг, 15 мая 2014 г.

Развивающий набор для малыша своими руками

Хочу рассказать и показать развивающий набор для малыша. Он актуален будет для детей от года и до 4-х лет точно. А то и дольше можно применять. Некоторые задачки под силу годовасику с маминой помощью или без, некоторые для детей старше. Сначала общий вид набора и его состав. Для любой мамы под силу его сделать (сразу или постепенно) и собрать. Многие из этих предметов активно используются в школах раннего развития.
Итак, собственно состав набора. 
1.   Корзинка (для сортировки, удобства предоставления материала) – 4 шт.
2.   Контейнер с фасолью – 1 шт.
3.   Контейнер с макаронами 4-х видов – 1 шт.
4.   Банка для счетных палочек и пуговиц – 1 шт.
5.   Крышки к банке с прорезями для пуговиц и счетных палочек – 2 шт.
6.   Пуговицы – 15 шт.
7.   Счетные палочки – 1 набор
8.   Тряпочки 4-х цветов – 16 шт.
9.   Прищепки 4-х цветов – 20 шт.
10.   Шнурки 4-х цветов – 4 шт.
11.   Геометрические пластиковые «пуговицы» - 10 шт.
12.   Картонные шнуровки – 5 шт.
13.   Крышка пластиковая – 1 шт.
14.   Картонный геометрический конструктор – 1 набор
15.   Ленты разных цветов – 7 шт.
16.   Проволока – 1 шт.
17.   Поролоновые кисти – 2 шт.
18.   Поролоновые печати – 3 шт.
19.   Пластиковая дощечка – 1 шт.
20.   Наклейки объемные – 4 набора
21.   Маркеры водорастворимые 3-х цветов – 3 шт.
22.   Картонная трубка – 1 шт.
23.   Пластиковая бутылка – 1 шт.
24.   Крышечки разноцветные – 14 шт.
25.   Тесто 4-х цветов – 1 набор
26.   Пластилин восковой 6 цветов – 1 набор
27.   Веревка – 1 шт.
28.   Картонные фигурки для игры с прищепками – 9 шт.
29.   Задания для игры с геометрическими фигурами – 2 шт.
30.   Задания для игры со счетными палочками – 7 шт.
31.   Раскраски – 28 шт.
32.   Пластиковая «тарелочка» для красок и клея – 1 шт.

Как дополнение к нему понадобится цветной картон, пальчиковые краски или лучше гуашь, клей ПВА, кисточка для клея, поролоновая губка, клеенка или дощечка для лепки и аппликаций, различные крупы....


Итак, теперь обо всем по порядку. 
1.   Корзинка (для сортировки, удобства предоставления материала) – 4 шт.
Собственно этим все сказано)))
Корзиночки небольшие, можно найти в любом практически хозяйственном отделе, единственное, что я встречала только желтые и зеленые. Хорошо если будут четырех основных цветов. Тогда сортировка по цвету будет более точной))) Корзиночки очень удобны тем, что в них можно положить необходимый для занятий материал в нужном количестве, а не выкладывать все и сразу. В общем, польза есть. 
2.   Контейнер с фасолью – 1 шт. 
Сам контейнер нужен с крышкой, чтобы в нем фасоль и хранить. Среднего размера, например, полтора литра - достаточно. Фасоли 300-500 гр - в зависимости от размеров контейнера. 
Применение фасоли в занятиях с ребенком:
- В этом материале очень хорошо что-то прятать и просить найти ребенка. Это может быть и один какой-то предмет. И пуговицы. И Макароны, которые нужно отсортировать от фасоли. Можно с горохом перемешать.
- Фасоль можно пересыпать ложкой в корзинку.
- Фасоль можно "садить" в грядки из пластилина или теста.
- Фасоль можно перекладывать пинцетом.
- Ее можно использовать для аппликаций.
- Она прекрасно подойдет для поделок из пластилина и теста - для носиков и глазок, а возможно и узоров каких-нибудь.
- Можно даже прорастить и посадить. 
Важно, что фасоль не должна быть мелкой, тогда можно и горох использовать, но вот для занятий с пинцетом, посадкой в тесто горох никак не подойдет, особенно для самых маленьких.
3.   Контейнер с макаронами 4-х видов – 1 шт.
Этот контейнер поменьше, хотя и не обязательно, можно и его побольше, ну, и макаронных изделий с лихвой. Важно, чтобы закрывался, чтобы хранить макароны в нем можно было также. 4 вида макарон. Я отдала предпочтение крупным и интересным элементам, тем, что с дырочками. Вообще можно взять и больше видов, но не нужно все сразу предлагать для занятий особенно маленькому. Для крошек и одного-двух видов достаточно. В моем наборе колесики, трубочки, бантики (они без дырочек) и листики.
Для чего в занятиях можно использовать макароны:
1.   Нанизать на шнурок или проволоку, сделать бусы, можно раскрасить их.
2.   Аппликация из макарон: на раскраску с любым сюжетом наносим клей ПВА и приклеиваем макароны, чтобы заполнить изображение. Также можно использовать крупы. Можно нарисовать картинку, например, дерево, а к нему добавить листики-макароны. То есть сами макароны могут стать не просто фактурным заполнением картинки, а самостоятельным элементом.
3.   Использование макарон как детали для фигурок из пластилина или пластилиновых картин.
4.   Сортируем макароны по размеру и форме.
5.   Ищем в макаронах спрятанные предметы: пуговицы, счетные палочки, мелкие игрушки.
4.   Банка для счетных палочек и пуговиц – 1 шт.
5.   Крышки к банке с прорезями для пуговиц и счетных палочек – 2 шт.
Эти два пункта едины. Потому как сама банка представляет минимальный интерес. Важнее всего именно крышки. Я взяла банку из под какао. Хорошо подойдут банки от детского чая, влажных салфеток (именно банки), в конце концов можно использовать и небольшие пластиковые контейнеры. Нужно именно две крышки. Можно и с разными банками, лишь бы крышки было две))) Суть в том, что в крышках нужно сделать прорези - в одной маленькую, чтобы всовывать через нее счетную палочку кончиком, в другой узкую удлиненную, чтобы всовывать пуговицу ребром (делается под размер большей пуговицы). Если обе дырочки сделать в одной крышке, то хитрые малыши маленькой дырочкой пользоваться не станут)))
Играть с этой банкой просто.
Закручиваем нужную крышку, берем соответственно или счетные палочки или пуговицы, и ребенок просовывает их все по очереди в дырочку. В период увлечения сортерами и мелкими игрушками-предметами эта банка станет хитом. 
6.   Пуговицы – 15 шт.
Их вполне может быть и больше, но и этого количества вполне достаточно для занятий. Важно, чтобы хоть несколько пуговиц отличались по размеру - большая, маленькая, средние. Пусть некоторые пуговици имеют пару. Хорошо, если пуговицы четко отличаются по цвету.
Что будем с ними делать?
1. Отыскиваем пуговицы в фасоли.
2. Складываем пуговицы в банку через крышку с соответствующей прорезью.
3. Находим одинаковые пуговицы. 
4. Находим самую маленькую, самую большую пуговицу.
5. Можно нанизывать пуговки на проволоку.
6. Можно спрятать среди макарон.
7. Если есть четкое разделение по цветам, то можно и основные цвета учить, сортировать пуговицы.

7.   Счетные палочки – 1 набор
Приобретаем разноцветный набор. Хорошо, если цвета палочек будут "основными" - желтый, синий, зеленый и красный. Если нет, то просто разных цветов чтобы были.
Играем так:
1. Сложить палочки в баночку, просовывая их в прорезь.
2. Сложить в баночку только палочки определенного цвета.
3. Положить в баночку определенное количество палочек.
4. Рассортировать палочки по цветам.
5. Втыкать палочки в тесто для лепки (садить деревья, делать ежа, делать кустик, строить забор).
6. Выкладывать палочки по картинкам-заданиям: построить дорожку, забор, домик, зонтик и прочее….
7. Придумать и выкладывать самостоятельные картинки, как с мозаики или конструктора.

30.   Задания для игры со счетными палочками – 7 шт.
Примеры заданий. Сделать такие карточки под силу каждой маме. Придумываем сюжет, находим или рисуем подходящую картинку. Карандашом намечаем места под счетные палочки. Пишем задание (не обязательно, если вы сами будете играть с малышом).
Впрочем, рисовать совсем не обязательно. В издательстве Мозаика-Синтез есть книжечка Волшебные палочки. Там история про гномика, которому постоянно что-то нужно по ходу действия, и это что-то ребенок должен выложить из счетных палочек.








8.   Тряпочки 4-х цветов – 16 шт.
Чтобы подготовить этот материал, нужно поискать в доме ненужные (или даже нужные) ткани 4-х основных цветов. Нужно найти разнофактурные ткани и отрезать по два лоскутка каждой фактуры, желательно, чтобы получилось по 4 кусочка (2 по 2 разных фактур) каждого цвета. Кусочки небольшие - как носовой платок - чуть больше или чуть меньше. 
Играем так:
1. На натянутую между стульями веревку цепляем с помощью прищепок кусочки ткани, "сушим" после "стирки".
2. Крепим кусочки ткани прищепкой того цвета, что и ткань.
3. Сортировка по цвету.
4. Найди пару по фактуре.
5. Какой на ощупь?  Изучение свойств (мягкий, шершавый, тонкий, толстый, пушистый, гладкий и проч.)
6. Найди пару на ощупь, например, с завязанными глазами.
7. Если кусочки разных размеров, то можно еще поискать самые маленькие, самые большие.
9.   Прищепки 4-х цветов – 20 шт.
Для занятий понадобятся прищепки 4-х основных цветов. Честно скажу, что мне ни разу не попались те самые "идеальные" прищепки. Самый лучший вариант - это такие прищепки, которые относительно легко нажимать, трудно разобрать на части и собственно именно нужных цветов. Но если уж и попадаются легкие в нажатии, то обязательно так же легко разбираются ребенком, а то и вовсе совсем не тех цветов. В общем, будем тренировать наши пальчики))) Тренируем вот таким образом:
1.   «Сушка» платочков. Закреплять кусочки ткани на натянутой веревке.
2.   Закреплять кусочки ткани на натянутой веревке в соответствии с цветом (красной прищепкой – красную ткань и т. д.)
3.   Сортировать прищепки по цветам.
4.   Делать заборчик из прищепок, закрепляя их на крышке.
5.   Дополнять картонные элементы деталями из прищепок:
- к желтому кругу – лучики – солнышко
- к зеленому прямоугольнику – палочки – трава
- к зайцу уши
- к птичке хвост, лапки, клюв
- к ёжику иголки
- к голове волосы
- к тучке дождик
- к рыбке плавники и хвост
13.   Крышка пластиковая – 1 шт.
Собственно обычная крышка как раз для заборчика из прищепок.

28.   Картонные фигурки для игры с прищепками – 9 шт.
Сделать очень просто. Берем цветной картон, рисуем форму, вырезаем. Можно сделать двойными, чтобы дольше служили и не гнулись сильно. Рисуем глазки и прочие элементы маркером или фломастером. Как с ними играть уже написано выше. Можно изготовить и другие картонки: дерево (листья), ёлочка (новогодние игрушки), мышка (хвостик), репка (ботва), домик (труба) и прочее, насколько хватит фантазии.
10.   Шнурки 4-х цветов – 4 шт.
Все очень просто: по одному шнурку четырех разных цветох основных. Они продаются, конечно, по два, а значит, будет 8 шнурков. Можно в принципе и дальше разнообразить: белые черные, коричневые, голубые, розовые, оранжевые, фиолетовые))) В общем много разных шнурков. Они так же могут быть разной длины и толщины.
Варианты игр-заданий:
1.   Шнуруем «пуговицы»-геометрические фигуры (про них подробнее следующим пунктом).
2.   Шнуруем заготовки из картона (и тоже ниже подробности)
3.   Учимся завязывать узелки и бантики.
4.   Учимся плести косичку (для этого можно просто связать шнурочки, а можно их закрепить, например, на спинке стула).
5.   Связываем шнурки, делая длинную веревку.
6.   Нанизываем картонные колечки (просто вырезаем из картона кружочки с дырочкой, дырочки можно делать разного диаметра) или макароны, делая бусы.
7. Можно наматывать шнурки на что-либо, например, на картонную трубочку.

16.   Проволока – 1 шт.
27.   Веревка – 1 шт.
Обычные проволока и веревка. Нужны для разных игр с прищепками, макаронами и прочим.
11.   Геометрические пластиковые «пуговицы» - 10 шт.
Сделать такую игрушку проще простого. Нам понадобятся пластиковые цветные крышки (часто в банках от салатов, сельди и прочего) и/или бутылки от шампуней-гелей для душа. Моем все это, сушим и вырезаем круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, ромбы, овалы. Уголки обязательно закругляем, чтобы остренькими не были. В середине вырезаем дырочки 5-7 мм в диаметре. В зависимости от размеров и формы фигуры делаем по 2-3-4 дырочки, можно даже по одной. Вырезать можно маникюрными ножничками, например.
Как играть:
1.   Шнуруем пуговички: можно нанизывать на шнурок как бусы, можно нанизывать, проходя через все дырочки, можно просто шнуровать, как пришивать пуговицу.
2.   Сортируем по формам геометрические фигуры, изучаем фигуры.
3.   Сортируем по цветам.
4.   Считаем количество дырочек в фигурах.
5.     Учимся отличать размеры - большой маленький.
6.   Раскладываем фигуры по контурам (см. ниже).
7.   Учимся обводить фигуры.

29.   Задания для игры с геометрическими фигурами – 2 шт.
Банально - обводим вырезанные геометрические фигуры соответствующим цветом. И все. Предлагаем ребенку раскладывать фигурки по своим местам.
12.   Картонные шнуровки – 5 шт.
Это просто фигуры из картона - одна сторона - цветной картон, вторая - дополнительный картон для прочности (упаковочный или какой-либо еще). В моем случае фигуры - это улитка, ёжик, ботинок, солнышко и бабочка. Подобные шнуровки могут быть трех типов:
- нужно пришнуровать деталь к основной картинке (в моем случае - ёжик с яблочком)
- нужно прошнуровать картинку по контуру (бабочка)
- нужно шнурочками сделать детали (солнышку лучики, улитке линии раковины, ботинку собственно шнурок)
Можно пофантазировать и придумать иные картинки, например контур домика, пришнуровать цветы на полянку, листья на дерево, сделать веревочки воздушным шарикам и прочее...
Если сюжет придуман, то подбираем цвета, рисуем контуры, вырезаем, клеем на основу, снова вырезаем, дорисовываем детали, делаем дырочки (если близко к краю, то можно дыроколом, если в серединке, то маникюрными ножницами, например).
14.   Картонный геометрический конструктор – 1 набор
Сделать очень легко - просто вырезать как можно больше цветных фигур из картона разных форм и размеров, по нескольку каждого варианта. Впрочем, если по ходу игры вы заметите, что вам не хватает каких-либо фигур, то вырезать необходимое - дело считанных минут.
Что делать:
1.   Изучаем фигуры, сортируем их по форме.
2.   Изучаем цвета, сортируем по цвету.
3.   Изучаем размер, учимся сравнивать, сортируем по размеру.
4.   «Строим» предметы, людей, животных, собирая их из геометрических фигур: домик, грибок, человечек, собака, машина, самолет и прочее…
5.   Делаем картины из фигур, например, домик в лесу, машина на дороге и прочее…
6.   Делаем аппликации, приклеивая фигуры в картинку на картон.
15.   Ленты разных цветов – 7 шт.
Простые атласные ленточки семи цветов радуги, разной толщины (5, 3, 1 см) и длины (1 метр и меньше).
Можно:
1.   Танцевать с лентами, можно даже привязать на короткую палочку.
2.   Сравнивать ленты, изучение понятий узкий-широкий, длинный-короткий.
3.   Выложить ленты по длине – от короткой до самой длиной.
4.   Изучаем цвета, их порядок (радуга).
5.   Измеряем ленточками предметы или ленточки предметами.
6.   Расставляем игрушки на ленты в соответствии с цветом.
7.   Считаем ленты.
8.   Учимся просовывать ленточки в трубочки (картонная трубочка).
22.   Картонная трубка – 1 шт.
Собственно кусок любой картонной трубочки от фольги, бумажных полотенец и прочего. Можно для начала взять и трубочку от рулона туалетной бумаги, хоть она и широкая, но для первых проб вполне подойдет.
Что делаем? 
1. Просовываем в трубочку ленты, шнурки, проволоку....
2. Обматываем трубочку лентой.
3. Завязываем ленточки на трубочке.
17.   Поролоновые кисти – 2 шт.
18.   Поролоновые печати – 3 шт.
 Нужен поролон (примерно 1 см толщиной) и что-нибудь для ручек - деревянные палочки, пластиковые трубочки, деревянные прищепки..., клей "Момент" и ножницы. Вырезаем из поролона кружочек небольшого размера, побольше цветочек и грибок. Можно вырезать и другие формы. Как клеить к палочкам поролон зависит от того, что исполняет роль ручки. Например, тонкие пластмассовые трубочки я вставляла на клей в небольшую прорезь в поролоне. Прищепки у меня были подпилены с одного края, его-то я намазала клеем и приклеила к цветочку и грибочку. Вырезаем из поролона два прямоугольника - побольше и поменьше. Промазываем клеем с одной стороны, складывая пополам вставляем между половинками ручку, зажимаем. Так получатся уже не печати, а кисти.
Как пользоваться?
Для занятий потребуются пальчиковые, а лучше гуашевые краски. Так же понадобится «тарелочка», в которую удобно отлить небольшое количество краски.
Варианты игр-заданий:
1.   Дополнять картинку элементами с помощью маленькой круглой печати: ветку – гроздями рябины, ветку винограда – ягодами, ёлочку – новогодними шарами, птичке – крошки хлеба и прочее. Для некоторых заданий нужно подготовить основу самостоятельно, некоторые основы можно найти в раскрасках.
2.   Используя печати, нарисовать полянку с цветочками, букет для мамы, венок на голове девочки, грибы в лесу, грибочки на спинке у ёжика, грибной суп в кастрюле и прочее (основу готовить самостоятельно или брать в раскрасках).
3.   Просто печатать картинки, можно в виде узоров.
4.   Кистями можно нарисовать дорожки, радугу, волны, солнышко и все, что душе угодно.
5.   Раскрашивать раскраски кистями.
32.   Пластиковая «тарелочка» для красок и клея – 1 шт.
Просто отрезанная часть с донышком от стаканчика, например, от сметаны. Очень удобная вещь. дети всегда норовят с ног до головы вымазаться в краске иле клее. А если налить немного в тарелочку, то вымазаться, разлить становится труднее. Плюс можно ограничить выбор цветов, да и удобнее часто брать краску или клей именно из тарелочки, а не баночки. 
31.   Раскраски – 28 шт.
Подобных раскрасок полно в интернете. Если есть свободный доступ к принтеру, то распечатать их не составит труда. Впрочем, в продаже имеется много раскрасок для малышей с крупными картинками и минимумом деталей. Да и самому нарисовать простую ёлочку, домик, грибок и так далее - совсем-совсем просто. Здесь не нужно никаких художественных данных, примитивный контур для малышей - оптимальный вариант.
Кроме занятий с поролоновыми кисточками и печатями, раскраски хорошо разукрашивать пальчиками, очень удобны они в занятиях с аппликациями крупами, макаронами, рваной бумагой.
19.   Пластиковая дощечка – 1 шт.
У меня был лист пластика, который я распилила (может не совсем ровно, но уж как вышло), если подобного у вас нет, то можно приобрести в хозтоварах обычную дощечку из пластмассы для нарезки продуктов, можно даже гибкую. 
20.   Наклейки объемные – 4 набора
Сейчас полно в продаже различных наклеек и стикеров. Стоит приобрести наборы объединенные какими-либо темами: природа, фрукты, овощи, продукты, дикие животные, цирк, рыбки, домашние животные и прочие. Для самых маленьких удобны объемные наклейки, для деток постарше можно любые.
21.   Маркеры водорастворимые 3-х цветов – 3 шт.
Покупаем маркеры для досок или водорастворимые фломастеры-маркеры, набор как минимум из трех цветов, а лучше больше. Вообще такие фломастеры очень удобны с малышами. Они отстирываются с одежды, легко смываются с рук, отмываются с пола, мебели, только обои не очистишь)))
Итак:
1.   Учимся отклеивать и клеить наклейки на пластиковую дощечку.
2.   Создаем сюжетные картинки с наклейками на бумаге или картоне.
3.   Изучаем предметы, животных, продукты и прочее, рассматривая и наклеивая наклейки.
4.   Рисуем на пластиковой дощечке водорастворимыми маркерами фоновый сюжет (аквариум, лес, тарелку и так далее), а наклейки добавляем как элементы.
5.     Раскрашиваем фломастерами картинки, дорисовываем элементы.
6.     Рисуем картинки на пластиковой дощечке (смываем водой или просто стираем губкой).


23.   Пластиковая бутылка – 1 шт.
Бутылка от молока с широким горлышком. Можно взять несколько - по количеству цветов в крышечках.
24.   Крышечки разноцветные – 14 шт.
В данном случае крышечки 4-х цветов, но можно собрать и коричневые, фиолетовые, белые и прочие, какие найдутся. Крышечки от напитков, кваса, может быть пива, сока, воды...
Играем:
1.   Складываем крышечки в бутылку.
2.   Учимся откручивать-закручивать крышку на бутылке.
3.   Учим цвета, сортируем крышечки по цвету.
4.   Учимся считать – сколько крышечек какого цвета, больше-меньше.
5.   Раскладываем крышечки в соответствии с цветом по ленточкам.
6.   Учимся выкладывать крышечки в ряд.
7.   Делаем какой-либо узор из крышечек.
25.   Тесто 4-х цветов – 1 набор
26.   Пластилин восковой 6 цветов – 1 набор
Схожие по свойствам и предназначению материалы, однако, каждый обладает + и -. Тесто мягкое, но хуже склеиваются между собой детали, плохо приклеивается на иные материалы. Пластилин тверже, но лучше сцепляется между собой и с другими материалами. Все игры можно проводить и с тем и иным, но некоторые лучше с тестом, другие с пластилином. Тесто можно вполне делать самим по простому рецепту: по 1 единице мелкой соли и муки, 1/2 единицы воды, пищевой краситель, если это необходимо. Пластилин стоит покупать восковой - он мягче, так же мягкий как-то брали немецкий пластилин название на Е... (не помню точно)... Вообще можно прощупать пластилин прямо через упаковку в магазине, если легко надавливается, то это то - что нужно.
Варианты игр-заданий:
1.   «Садим» фасоль на грядку из теста.
2.   Учимся лепить шарики-колбаски из теста.
3.   С помощью макарон, фасоли и других материалов, делаем из кусочка теста смешного «человечка», а с помощью различных элементов делаем нос, глаза и прочее.
4.   Делаем пласт теста, а на нем создаем узор-картину из макарон, фасоли и других материалов.
5.   При наличии формочек, ножика для теста-пластилина учимся из пласта материала вырезать что-то, разрезать колбаску на кусочки.
6.   Учимся отрывать маленькие кусочки теста-пластилина.
7.   Делаем картину из пластилина. Для этого небольшие кусочки материала приклеиваем к картону-бумаге, в соответствии с заданием, при необходимости размазываем. Варианты заданий: дождик (из нарисованной тучки), снегопад, цветочек, шарики на ёлочку, салют, точки для божьей коровки, украшение коврика, рыбки, орешки для белочки, цветочки на полянке, ягоды в тарелке или на кустике, рябина на ветке, листья на дереве и прочее.
8.   Учимся лепить простые фигуры из пластилина: ёжик с иголками спичками или половинками зубочисток, мышка, осьминожка, грибок, яблоко, огурец, помидор, тарелочка и прочее.
Вот в принципе и все по развивающему набору. Хотя этот набор можно еще дополнять и дополнять. Если возникают вопросы, а возможно новые идеи для занятий с этими материалами, то пишите обязательно!




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Еще немного зимнего

Праздник снега

Выпал первый снежок и нам захотелось это отпраздновать. И пусть на улице мы наслаждались снегом, но почему бы не насладиться им еще и дома....